24gdo.ru

ЗОО Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Белка критерии вида

Белка

Белок видел каждый из нас, эти милые и беззащитные создания обитают по всему миру. Часто их можно встретить не только в лесной зоне, но и парках. Их яркая окраска и внешний вид привлекает внимание и не заметить их будет сложно, но вот погладить из вряд ли удастся, животное пугливо и довольно проворно. Можно постараться привлечь их кормом, особенно в холодный период. Встреча с ними всегда праздник, даже если она длиться совсем недолго.

Внешний вид

Белка очень шустрый зверек, но все же ее довольно легко заметить и отличить от других грызунов. Окрас ее различен не только от вида, но и от сезона. Летом они имеют коричневый или темно-бурый, черный, белый и даже серый окрас.

Встречаются так же представители, у которых шерсть имеет необычный вид, например, основной цвет черный, который разбавлен не только рыжими, но и белыми оттенками. Живот всегда имеет более светлый окрас или же он вообще чисто белого цвета.

Зимой многие представители меняют свой окрас на более светлый, пепельный или даже белый. Меняется также и качество меха, он становится жестким, но более коротким.

Эти милые зверьки обладают некрупным телом, до двадцати восьми сантиметров, но длинным хвостом, который может достигать в длину до девятнадцати сантиметров. Хвост пушистый, но за счет волосков, которые довольно длинные, кажется плоским.

Голова небольшая с маленькими черными глазками, которые больше напоминают бусинки. Еще одной отличительной особенностью многих видов белок являются кисточки на ушах.

Места обитания

Белки обитают повсеместно: на всей территории Европы, большей части Азии, в России и даже на многих островах. Однако, ее не встретишь в Австралии и на Мадагаскаре.

Предпочитают селиться в лесных и парковых зонах, где обильно произрастают деревья. Неплохо приспосабливаются как к холодам, так и к жаре.

Укрываются на деревьях, чаще выбирают хвойные, но не побрезгует и лиственными. Могут поменять свой дом, если год оказался неурожайным и поселиться в другом месте. Часто обитают в кедровниках из-за обилия пищи любимой пищи.

Может спокойно уживаться рядом с людьми, возможно видит для себя в этом определенный плюс — люди, обычно, подкармливают этих забавных животных, особенно в холода.

Сейчас можно заводить белок как домашнее животное, но не стоит приносить их из леса к себе домой. Такие особи скорее всего погибнут в непривычных для себя условиях или из-за стрессов. Так же они являются переносчиками опасных заболеваний, которыми может заразиться от них человек. Если вы хотите иметь у себя дома это милое создание, обязательно покупайте его только в специализированных магазинах и приносите домой после осмотра ветеринаром.

Образ жизни и повадки

Не живут стаями или парами, почти всегда держаться поодиночке. Белки очень подвижны и выделить конкретное место их обитания довольно сложно. Большую часть своей жизни белка проводит на деревьях, передвигаясь с одного на другое с помощью прыжков. И в этом ей помогает ее довольно большой хвост, который она использует в качестве руля. Прыжок белки в длину бывает до нескольких метров, что весьма существенно учитывая размеры ее тела. В низ белка может прыгнуть гораздо дальше, аж до пятнадцати метров.

На землю она спускается чаще всего за едой и запасами на зиму, передвигаясь тоже же прыжками. Когда светло и тепло постоянно собирает корм и все что может ей пригодиться. Когда, из-за снега нет такой возможности отсиживается в дупле. Ночью не выходит и считается дневным животным.

В осенние месяцы могут мигрировать, если понимают, что на насиженном месте нет необходимого количества провизии на зиму. Причиной миграции так же могут стать пожары, засуха или другое катаклизмы. Далеко от ранее насиженных мест уходят редко, чаще останавливаются в безопасных местах или в соседних лесных массивах. Миграции подвержены и молодые особи, после того, как они покинут родительские гнезда.

Белки редко живут более четырех лет, но есть и исключения, в неволе с хорошим кормом могут прожить более десяти лет.

Дупло

Живут белочки в дупле, в котором строят гнездо. Гнезда могут мастерить только самки, самцы лишь занимают покинутые ранее самками насиженные места или селятся в жилищах птиц.

Из дупла белка делает два выхода, один из которых основной, другой используется только случае опасности или нападения. Гнезда состоят из веточек, для теплоты их прокладывают мхом, лишайником, травой, листьями и даже своим мехом.

Строить их белки могут и вне дупла, просто на ветках, но в регионах где могут быть сильные морозы они предпочитают все же селиться в дупле и проводить там большую часть времени, пережидая непогоду. Чаще всего одна белка имеет несколько таких домиков и передвигается от одного к другому по мере необходимости.

Питание

Этим милым зверькам требуется не мало пищи, за неделю они съедают столько корма, сколько весят сами. На добычу пищи выходят утром или поздним вечером, ночью отсыпаются после активного дня.

Больше всего белочки любят есть семенах хвойных деревьев:

  • сосны;
  • ели;
  • лиственницы, пихты и особенно кедра.

В смешанных лесах могут утолить голод желудями и различными орехами. При нехватке основного корма переходят на питание различными ягодами, грибами, кореньями и лишайниками.

Если трудно найти полноценное питание белка будет употреблять в пищу почки, личинки и даже косточки мелких грызунов. В основном, это происходит в начале весны, когда нет возможности найти что-то другое.

Запасы

Летом питание белки разнообразное и весьма насыщенное. Но вот что бы не испытывать голод зимой она делает запасы, что говорит о ее, довольно неплохой, сообразительности. В основном, они состоят из желудей, орехов и засушенных среди веточек гнезда. Может положить про запас даже целую шишку.

Поскольку белочки имеют не одно дупло с гнездом, а несколько, то часто запасов ей хватает на всю зиму. Даже с учетом ее плохой памяти, она всегда наткнется на что-нибудь, чем можно перекусить.

Некоторые обитатели леса, например, другие виды грызунов или птицы, могут воспользоваться ее запасами и полакомиться ими в трудное и холодное время зимы. Белки, в принципе делают тоже самое. Имея определенный запас еды они все равно выходят на поиски пищи и часто, находя под снегом чужие запасы, не брезгуют ими, а наоборот, все забирают себе.

Зимовка

Большую часть зимы белка проводит в дупле, спасаясь от холодов. Передвигаться предпочитает по веткам деревьев, спускаясь на землю лишь изредка. Зимой она только в исключительных случаях выходит из своего укрытия, чаще всего из-за отсутствия пищи. Хотя эти зверьки очень запасливы, но еды может не хватить в виду того, что в холодное время в дупле может находиться до шести особей. Находясь в дупле, они все вместе согревают друг друга и не дают погибнуть даже в сильные морозы.

Белочки очень чувствительны к изменениям погоды, если хотите узнать актуальный прогноз обратите внимание на их поведение. Если даже в ясный день они отсиживаются в гнезде, то скорее всего будет сильный мороз или метель.

Она рано начинает чувствовать приход весны, узнать о котором так же получится по поведению. Ведь в конце зимы, ближе к теплу, наступает брачный период. Зверьки становятся боле активными и начинают все чаще выходить из своих укрытий.

Размножение

Эти зверьки могут размножаться до трех раз в год. Брачный период начинается около февраля и заканчивается, ориентировочно, в марте. В это время самцы начинают вести себя особенно агрессивно. Нападают на своих соперников в борьбе за самку и это не удивительно, ведь за внимание одной самки могут бороться сразу до шести самцов. Выбор все равно будет за самкой, как правило она выбирает самого выносливого и сильного самца.

Белка вынашивает своих детенышей около сорока дней, в первые дни беременности она строит родовое гнездо, где будут жить ее малыши. Оно больше и теплее, чем гнездо, которое она строит обычно.

В помете не более десяти детенышей, о которых, после их появления на свет, заботится исключительно самка.

Бельчата рождаются слепыми и без шерсти, но уже спустя две недели они покрыты шерстью, а через месяц начинают видеть. Спустя два месяца после рождения детеныши становятся полностью самостоятельными.

Враги в природе

Белки подвержены нападению многих животных, особенно часто их атакуют лисы и куницы, из птиц наибольшую опасность представляет ястреб.

Глисты, блохи и клещи постоянно находятся на животных, доставляя определенный дискомфорт, но почти не влияют на популяцию.

Опасен для них и человек. Охота на белок — это довольно популярное занятие, многие занимаются браконьерством, причем чаще это происходит просто для забавы, а не для добычи мяса или меха этого животного.

Но, специалисты вынуждены признать, что на сегодняшний момент основными врагами этих зверьков являются не хищники и даже не человек, а различные паразиты и инфекции, которые атакуют их в весенний и осенний периоды.

Читать еще:  Белка из какого семейства

Так же значительная часть этих животных погибает от отсутствия необходимого количества корма.

Охота на белку

У белки ценный мех и не менее ценное мясо, которое очень популярно у гурманов всего мира. Для охоты на это животное не надо обладать большим опытом и знаниями, да и места ее обитания найти просто. Поэтому их ловля и отстрел так популярны у охотников.

Охота происходит с поздней осени и до конца февраля, именно в это время ее шкурка считается самой ценной. О конкретных сроках лучше поинтересоваться в том регионе, где вы собираетесь охотиться, чтобы не нарушить закон. Помимо стандартного снаряжения вам понадобится разрешении на охоту, которое необходимо получать заранее.

Многие предпочитают охотиться с собаками, но это не обязательно. Главное в этом деле все-таки удача и терпение. Более плодотворной охота бывает с утра или ближе к вечеру, когда животные выходят из своих укрытий. Перед охотой лучше понаблюдать за животным, узнать его привычки и повадки, тогда его легче будет поймать.

Немаловажным фактором является и внимательность. Животное всегда чествует присутствие человека в лесу и будет настороже, поэтому и охотнику необходимо более тщательно следить за своей добычей и не спугнуть ее.

Сегодня этих животных увидеть в живой природе не сложно, стоит только прогуляться по парку или посетить лесной массив. Однако, если мы не будем бережно относиться к ним, то возможно в скором будущем встреча с белками будет редким явлением. Давайте позаботимся об этих милых зверьках. Это не так сложно, как кажется. Всего лишь нужно соорудить незатейливую кормушку с семечками или другой едой и поместить ее на дереве в легкой доступности. Возможно, этим, в зимний период, вы спасете от голода не одного зверька.

Практическая работа: «Критерии вида»

Транскрипт

1 Вид — это совокупность географически и экологически сходных популяций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими морфофизиологическими признаками, биологически изолированных от популяций других видов. Критерий вида — это совокупность признаков, отличающих один вид от другого. Морфологический (сходство признаков внешнего и внутреннего строения у особей одного вида) Физиологический (сходство процессов, протекающих в организмах одного вида) Биохимический (сходство химического состава внутриклеточной среды) Генетический (определенный набор хромосом) Географический (обитание особей одного вида в пределах общего ареала) Экологический (обитание особей в определенных условиях окружающей среды) Этологический (присущие данному виду особенности поведения) Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют точно выяснить видовую принадлежность живого организма. Ареал (область распространения) соболя.

2 Обыкновенная белка — это один из самых известных и любимых всеми грызунов. Обитает обыкновенная белка на территории Евразии от Средиземного моря на юге до Скандинавии на севере, на востоке до Китая и Кореи. Первоначально она была обитателем хвойных лесов. В настоящее время её можно встретить в городских садах и парках. Длина тела обыкновенной белки см, длина хвоста см, масса тела от 200 до 1000 г. в зависимости от времени года. На ушках имеются кисточки. При помощи сильных задних лапок, снабженных острыми коготками, белка замечательно лазает по деревьям. Белки ведут одиночный образ жизни, хотя в холодные зимы иногда в одном гнезде живет несколько животных, вероятно, они согревают друг друга своими телами. Белки, не имеющие своего гнезда, живут в заброшенных дуплах деревьев и даже в пустых гнездах ворон и сорок. Обыкновенная белка линяет два раза в год. Летом у неё короткая и нежная рыжеватокоричневая шёрстка. С августа по ноябрь её постепенно заменяет более густая и тёмная зимняя шерсть. Окраска этих белок сильно варьирует, в пределах одного вида она меняется в зависимости от района, сезона, возрасти и т.д. Белки ведут дневной образ жизни. Они проводят дни в поисках пищи, часть которой сразу же съедают, а другую прячут в тайники, таким образом, они делают запасы на зиму. Круглый год белки питаются семенами деревьев, корой, орехами, грибами, насекомыми, соком растений, яйцами птиц. Обыкновенная белка размножается только в том случае, если пища имеется в достатке. В помёте от 2 до 4 бельчат. Мать кормит их молоком до 6 недель. Продолжительность жизни обыкновенной белки 2-3 года. В данном описании не хватает двух критериев. Каких критериев не хватает, а какой критерий раскрыт наиболее полно? Прочитайте внимательно варианты ответов и выберите, на ваш взгляд, верный. 1. Не хватает физиологического и экологического критериев. Наиболее полно раскрыт морфологический критерий. 2. Не хватает генетического и биохимического критериев. Наиболее полно раскрыт экологический критерий. 3. Не хватает генетического и морфологического критериев. Наиболее полно раскрыт географический критерий. 4. Не хватает географического и биохимического критериев. Наиболее полно раскрыт физиологический критерий.

3 Задание 2. В приводимых ниже описаниях нескольких видов медведей укажите то, в котором вид охарактеризован наибольшим количеством критериев. «ТОЛЬКО В лесах Индии и Шри-Ланки, в районах, расположенных к северу до пустынь и до подножий Гималайских гор встречается медведь — губач. Он всеяден, но его любимая пища термиты, муравьи, фрукты, мёд, мелкие животные. Ведет ночной образ жизни, хорошо лазает по деревьям, в отличие от других видов медвежьих, губачи образуют пары на всю жизнь». «В таежной и лесной зонах России обитает бурый медведь, он крупнее губача, зимует в берлогах, всеяден» «Черные медведи, или барибалы, обитают в Северной Америке, их рост около 90 см, они мельче бурых, морда светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном они напоминают гималайского медведя. Длинный мясистый нос отличает его от всех других видов медведей. Половое созревание с 4-5 лет, период размножения с июня до середины июля, количество детенышей 2-3. Ведут одиночный образ жизни. Барибалы любят лакомиться насекомыми из ульев, термитников, муравейников». «Места обитания, внешний вид и образ жизни белого медведя вам, очевидно, знаком». «В горах Боливии, Перу, Колумбии обитают очковые медведи. Это очень редкие, пугливые животные с пушистым мехом, длина их тела достигает 1,3-1,8 м, самцы крупнее самок, высота см, вес самцов кг, самок кг. Вокруг глаз этого медведя имеется напоминающий очки узор. Светлый рисунок, контрастирующий с черной или черно-бурой шерстью, есть и на груди очкового медведя».

4 Задание 3. Прочитайте описание вида, установите соответствие: какой критерий под каким пунктом описан. Длина тела см, масса 9-12 г, птицы обоих полов окрашены одинаково — тёмная, красновато-коричневая спина и светлый живот. Голова заострённая, шея белая, клюв тонкий. Ноги тёмнокоричневые. Пальцы заканчиваются длинными, загнутыми когтями, приспособленными для удержания на стеблях тростника. Тростниковую камышевку легче всего встретить на берегу болота, пруда или озера. Эта пугливая малозаметная птичка чаще всего скрывается среди прибрежно -водных растений: тростника, камыша, или в кронах деревьев, особенно ив. Гнездовой период начинается в конце мая. Гнездо строит самка, а самец её сопровождает, но в постройке гнезда не участвует. Самка может делать две кладки за сезон. В каждой кладке от 2 до 4 яиц. Родители насиживают кладку попеременно. Птенцы вылупляются через дней слепыми и неоперёнными. Для маленькой птички тростниковая камышевка живет удивительно долго до 12 лет. Встречается в регионе, протянувшемся от Южной Скандинавии и Южной Великобритании через всю Европу до Юго-Западной и Центральной Азии. Зимует в тропической Африке. Морфологический Географический Физиологический Экологический

5 Задание 4. Перед Вами два близких вида и их описания. Домовая мышь Лесная мышь Величина 7-10 см, хвост короче тела 7,5-11 см, хвост 7-11 см Шерсть Теплая, густая, с характерным запахом; цвет от соломенно-жёлтого до чёрного с проседью. Образ жизни Активны в ночное время Активны в ночное время Привычки Держатся колониями Держатся небольшими группами Коричневая шубка и белое брюшко. Продолжительность жизни Пища 1,5-3 года До года (в неволе до 4 лет) Семена, зерна, продукты питания человека Семена, орехи, ягоды, плоды, грибы, насекомые, черви. Размножение Круглый год Апрель — октябрь Количество помётов До 5 в год (2-10 детёнышей) 2-3 в год (4-7 детёнышей) Какой критерий, на ваш взгляд, можно использовать для определения принадлежности найденной особи в условиях сельской местности? Допустим, вы обнаружили мышь в мышеловке. А) Биохимический; Г) Экологический; Б) Морфологический; Д) Географический; В) Физиологический; Е) Генетический.

6 Задание 5. Тетерев (самец) Глухарь (самка) Известно, что самки глухаря иногда спариваются с самцами тетерева — в результате на свет появляются гибридные особи -межняки. В неволе человеку удалось получить гибриды крупных кошек: Тигон гибрид от скрещивания тигра и львицы. Леопон гибрид леопардасамца и львицы-самки. Ягопард гибрид ягуара и леопарда. Лигр гибрид от скрещивания льва <РаЫкега 1е6) и тигрицы <РаЫкега И ш). Лигр (самка и самец) Почему в природе нет таких новых видов? 1. Гибриды не могут спариваться. 2. Гибриды бесплодны, т.е. не дают потомства. 3. Гибриды медленно размножаются и их численность никак не достигнет необходимого предела. Гибриды не могут найти себе пару.

Критерии вида

Содержание

  1. Систематизация
  2. Критерии
  3. Что мы узнали?
Читать еще:  Художественное описание белки

Бонус

  • Тест по теме

Систематизация

Вид – систематическая или таксономическая единица, имеющая общую характеристику и объединяющая на её основе группу живых организмов. Чтобы выделить биологическую группу в один вид, следует учитывать ряд особенностей, связанных не только с отличительными внешними чертами, но и с условиями проживания, поведением, распространением и т. д.

Понятие «вид» использовалось для объединения внешне сходных животных в группы. К концу XVII века скопилось много сведений о видовом разнообразии, и система классификации требовала пересмотра.

Карл Линней в XVIII веке объединил виды в роды, а роды – в отряды и классы. Он предложил бинарную номенклатуру обозначений, что помогло значительно сократить названия видов. По Линнею названия стали складываться из двух слов – названий рода и вида.

Рис. 1. Карл Линней.

Линней смог систематизировать видовое разнообразие, но сам ошибочно распределял животных по видам, опираясь в основном на внешние данные. Например, относил самца и самку утки к разным видам. Тем не менее, Линней внёс огромный вклад в изучение видового разнообразия:

  • классифицировал растения по половой принадлежности (двудомные, однодомные, многодомные);
  • выделил шесть классов в животном царстве;
  • отнёс человека к классу приматов;
  • описал около 6000 животных;
  • впервые провёл опыты по гибридизации растений.

Позднее появилась биологическая концепция вида, подтверждающая, что классификация по видам является естественной, генетически обусловленной, а не искусственной, созданной людьми для удобства систематизации. По сути, вид является неделимой единицей биосферы.

Несмотря на возможности современной науки, многие виды до сих пор не описаны. По данным на 2011 год описано около 1,7 млн. видов. При этом в мире насчитывается 8,7 млн. видов растений и животных.

Критерии

По критериям можно определить, относятся особи к одному или к разным видам. В первую очередь выделяют морфологический критерий вида, т.е. представители разных видов должны отличаться внешним и внутренним строением.

Однако зачастую этого критерия недостаточно, чтобы выделить группу живых организмов в отдельный вид. Особи могут отличаться поведением, образом жизни, генетикой, поэтому важно учитывать совокупность критериев и не делать выводов на основе одного признака.

Рис. 2. Морфологическое сходство видов усачей.

В таблице “Критерии видов” описаны наиболее важные критерии, по совокупности которых можно распознать вид.

Виды и популяции

Видом называют совокупность особей, которых объединяет сходство морфологических, физиологических и биохимических особенностей, общее происхождение, способные скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство, занимающие определенный ареал.

Напомню, что название всех живых существ состоит из двух слов, так как во всем мире принята биноминальная номенклатура, созданная Карлом Линнеем.

Каждый вид занимает определенную территорию — ареал. Часто он выглядит как единая территория, однако встречаются и прерывистые ареалы.

Критерии вида

Особи объединяются в один вид на основании сходства по ряду критериев, однако замечу, что ни один из этих критериев не является абсолютным. Только в совокупности данные критерии позволяют объективно сделать вывод о том, к какому виду относится организм.

    Морфологический (греч. morphos — форма)

Этот критерий определяет сходство внутреннего и внешнего строения. Однако в природе существуют виды-двойники, которые сходны морфологически, но репродуктивно изолированы. Также особи одного вида могут сильно отличаться морфологически, к примеру, половой диморфизм — отличия в строении мужских и женских особей.

Данный критерий свидетельствует о сходстве процессов жизнедеятельности среди особей одного вида. К такому критерию можно отнести, к примеру, продолжительность беременности, периоды миграции и спячки у особей.

Белки и нуклеиновые кислоты у особей одного вида являются видоспецифичными. Это связано с уникальной последовательностью генов в ДНК.

Генетический (греч. γενητως — порождающий)

Особи одного вида сходны по строению и числу хромосом. Этот критерий также не абсолютный, у разных видов число хромосом может быть одинаково: в клетках гориллы, картошки и ужовника по 48 хромосом. Однако различия здесь очевидны 🙂

Экологический (греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом)

Каждый вид занимает в природе определенную экологическую нишу — образ жизни, который ведет данный вид в экосистеме. Понятие «экологическая ниша» — весьма широкое, и включает не только пространственное местообитание вида, но и его место в пищевых цепях, роль вида в межвидовых взаимодействиях и создании органического вещества.

Этот критерий акцентирует внимание на сходстве в поведении животных одного вида. Однако нельзя забывать, что разные виды могут проявлять схожее поведение.

Распространение вида на определенном ареале (территории).

Популяция (лат. populatio — население)

Популяция — совокупность особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой, занимающих определенный ареал обитания и частично изолированных от других популяций. Популяцию можно назвать основной единицей существования, воспроизведения и эволюции вида.

Именно на уровне популяции происходят элементарные эволюционные процессы, которыми так активно занимался советский генетик-эволюционист С.С. Четвериков. Он выдвинул предположение о накоплении мутаций в пределах популяции и подчеркнул особое значение естественного отбора, изоляции в появлении новых видов.

Эволюционный процесс следует рассматривать на двух различных уровнях: внутривидовом и надвидовом, в соответствии с которыми различают:

  • Микроэволюцию — образования новых видов
  • Макроэволюцию — образование новых надвидовых таксонов: род, семейство, отряд, класс, тип

Популяция — элементарная единица эволюции

Необходимо понимать важнейший момент: генотип — совокупность всех генов одного организма — не может играть определяющего значения в эволюции, так как временные масштабы эволюции и жизни отдельно взятой особи не сопоставимы. Различные эволюционные сдвиги могут возникать только в популяциях, которые существуют достаточно долгое время.

Вся совокупность генов у особей, составляющих популяцию, называется генофонд и представляет собой механизм обмена и передачи генетического материала. У отдельных особей возникают мутации, которые накапливаются в генофонде, и могут привести к появлению новых признаков (возможно полезных, а возможно и не очень).

Известным примером является необычный организм — палочник, форма тела которого с трудом позволяет его отличить от веток дерева. Эта форма тела возникла так:

  • Когда-то произошла мутация, обеспечившая новый признак — форму тела, которая позволила слиться с внешней средой
  • Особи с такой мутацией и формой тела чаще выживали в ходе борьбы за существование
  • В результате естественного отбора признак закрепился в ряду поколений, так как особи с ним оставались несъеденными и размножались

Теперь вы поняли, что мутации и есть эволюционные материал. Они накапливаются в популяции, а естественный отбор — главный направляющий фактор эволюции: он «отбирает» тех особей, чей признак полезен, помогает им выживать и размножаться. Помните, что в природе выживает не сильнейший, а — приспособленейший!)

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Практическая работа «Критерии вида»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Закрепить знания о критериях вида, полученные на теоретическом занятии.
  2. Вспомнить морфологию и систематику растений, изученные в курсе ботаники.
  3. Развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Тип занятия: практическая работа.

Практическая работа рассчитана на 2 спаренных урока по 45 минут. При необходимости первый можно провести в кабинете биологии, а второй в компьютерном классе.

Оборудование:

  1. Персональный компьютер (или ноутбук) для преподавателя.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Персональные компьютеры (или ноутбуки) для учащихся (занятие удобно проводить в компьютерном классе).
  5. Гербарии растений.
  6. Листы ватмана.
  7. Ножницы.
  8. Клей.

Ход урока

1. Организационная часть.

Преподаватель объявляет тему занятия, раскрывает ее связь с другими темами курса.

2. Контроль исходного уровня знаний.

Проводится в виде фронтального опроса:

— Что такое систематика?

— Что такое таксон?

— Какая таксономическая единица является наименьшей?

— Дайте определение понятию «вид».

— Что включает в себя род?

— Какие таксономические группы объединяет семейство?

— В какие таксономические группы объединяют близкие семейства?

— Что включает в себя класс?

— В какие таксономические группы объединяют близкие классы?

— Кратко охарактеризуйте представления о виде К. Линнея.

— Что говорил о виде Ж. Б. Ламарк?

— Охарактеризуйте представления о виде Ч. Дарвина.

— Что такое подвид?

— Что такое популяция?

— Перечислите критерии вида.

— Дайте характеристику морфологическому критерию.

— На чем основан генетический критерий?

— Что подразумевается под физиологическим критерием?

— Дайте характеристику экологическому критерию.

— На чем основан географический критерий?

Если учащийся не может ответить на вопрос, он переходит к следующему ученику. В результате опрошенными оказываются практически все учащиеся.

3. Выполнение практической работы.

Часть 1: Распределение видов растений и животных по таксономическим группам.

Преподаватель предлагает учащимся вспомнить систематику растений и животных на примере одуванчика лекарственного и кошки домашней.

  • Царство – Растения
  • Отдел – Покрытосеменные
  • Класс – Двудольные
  • Порядок – Астроцветные
  • Семейство – Сложноцветные
  • Род – Одуванчик
  • Вид – Одуванчик лекарственный
  • Царство – Животные
  • Тип – Хордовые
  • Класс – Млекопитающие
  • Отряд – Хищные
  • Семейство – Кошачьи
  • Род – Кошка
  • Вид – Кошка домашняя
Читать еще:  Кто враг белки

Далее все учащиеся разбиваются на группы по 4 человека, каждой группе выдаются листы бумаги с напечатанными на них изображениями животных и растений и названиями различных таксономических единиц (видов, классов, отделов, типов, царств) Приложение1, а также листы ватмана, ножницы и клей. Учащиеся должны на листе ватмана, используя выданные им материалы, составить упрощенную схему классификации органического мира, правильно распределив полученные виды растений и животных по таксономическим группам.

Часть 2: Определение видов растений на основании морфологического критерия.

Преподаватель инструктирует учащихся по работе с электронным определителем:

Определить растение – значит узнать, как оно называется.

В основе определения растений с помощью классических ботанических определителей лежат морфологический, экологический, географический и физиологический критерии (демонстрирует определитель П.Ф. Маевского «Флора средней полосы европейской части России»). Сейчас выпускается большое количество современных бумажных определителей, которые являются более компактными и содержат не только описания, но и фотографии растений (демонстрирует определитель И.А. Шанцера «Растения средней полосы Европейской России»). Кроме того, появились компьютерные определители, которые, помимо описания, также содержат фотографии целого растения и отдельных его частей. С ними можно работать на компьютере, планшете и даже на некоторых видах телефонов и смартфонов.

Так как определение растений требует немалого времени, учащимся в ходе занятия предлагается поработать с упрощенным определителем, который содержит представителей только некоторых семейств и основан в основном на морфологическом критерии. Приложение 2

  1. Рассмотрите определяемое растение.
  2. Откройте на компьютере электронный определитель, дважды щелкнув левой клавишей мышки на соответствующей иконке на рабочем столе.
  3. Для перехода по страницам определителя используйте управляющие кнопки.
  4. Сравните признаки определяемого растения с признаками, указанными в определителе.
  5. Если признаки совпадают, нажмите на соответствующую управляющую кнопку. Так, переходя от признака к признаку, вы определите видовое название растения.
  6. В ходе определения запишите в тетради:

— латинские и русские названия семейства, рода и вида изучаемого растения;

— цифровой ход определения (через запятую номера пунктов в определителе, по которым вы переходили).

Для работы все учащиеся снова делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает по 3 растения для определения. По завершению работы представитель от каждой группы докладывает остальным учащимся, какие растения им достались для определения.

4. Рефлексия.

Преподаватель в процессе беседы выясняет, какие у учащихся были трудности в ходе выполнения практической работы, предлагает им оценить эффективность своей работы на занятии и достигнутые результаты.

5. Закрепление.

Проводится в форме биологических задач. Каждая группа получает по 2 карточки с задачами. Приложение 3 Необходимо определить о каком критерии вида идет речь в задаче.

1. Клевер ползучий цветет с середины мая до осени, опыляется шмелями.

2. Две породы кроликов имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются между собой.

3. Хвощ образует два вида побегов – весенние и летние. Сборщиков лекарственного растительного сырья интересуют только летние побеги. Они зеленого цвета, состоят из тонкого стебля с бутончато расположенными ветвями. Ветви направлены вверх и напоминают елочку.

4. Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона. В природе же они не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке.

5. Капустные тли поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними.

6. Белый медведь имеет густую белую шерсть. Масса животного может достигать 1000 кг, а длина тела – 3 м.

7. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно.

8. Клест–еловик имеет тонкий удобный для добывания семян клюв, а клест-сосновик — толстый, массивный, позволяющий ему добывать семена из сосновых шишек.

9. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири.

10. Установлено что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой.

11. Заяц-беляк зимой меняет мех на чисто белый. Заяц-русак зимой не белеет. Лапки у него уже и короче, чем у зайца-беляка. Это дает возможность ему быстро бегать по неглубокому и твердому снегу.

12. Большая синица для гнезда выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Синица-гаичка предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах.

13. Черные медведи, или барибалы, мельче бурых. Морда у них светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном они напоминают гималайских медведей.

14. У многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.

15. Лютик едкий растет только на поляне, лютик ползучий вдоль дороги.

6. Подведение итогов.

Преподаватель выставляет оценки за занятие, комментирует полученные результаты.

Биология. 11 класс

Организация живого

Вид. Критерии вида. Популяции

Необходимо запомнить

В конце XVII века английский ботаник Джон Рей впервые предложил разделить растения на двудольные и однодольные и дал первую биологическую концепцию вида, отметив, что разные виды отличаются по внешнему и внутреннему строению и не скрещиваются между собой.

С именем К. Линнея связано начало описания и классификации живых организмов. В XVIII веке в своей основополагающей работе по проблеме вида шведский натуралист Карл Линней предложил первое научное определение вида и уточнил его критерии. К. Линней считал, что каждый вид — результат отдельного творческого акта, неизменен и постоянен, не связан с другими видами родством и изначально целесообразен.

Сто лет спустя Ж.-Б. Ламарк построил систему классификации, в которой приводил иной принцип эволюционного родства видов на основе постепенного и всеобщего изменения видов и превращения их в другие виды. Однако, выдвинув великую идею, он не смог верно оценить изменчивость видов и пришел к представлению об искусственности вида, отрицая реальность существования видов в природе.

Ч. Дарвин, как и многие его последователи, столкнулся с этой проблемой и не смог её полностью разрешить. Он считал термин «вид» совершенно произвольным, придуманным ради удобства для обозначения группы особей, схожих между собой.

Но виды реально существуют, и это доказывается системой критериев, которые позволяют чётко выделить виды и отличить их друг от друга.

Вид — совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенную область — ареал. Вид представляет собой одну из основных форм организации живого и является основной категорией биологической классификации.

Но иногда возникают трудности в установлении принадлежности особи к определённому виду. Для решения вопроса о такой принадлежности используется целый ряд критериев – признаков, по которым виды отличаются друг от друга:

Морфологический критерий подразумевает внешнее сходство особей, относящихся к одному виду. Но иногда особи одного вида очень сильно отличаются (такса и дог) или наоборот, есть виды, морфологически почти неотличимые, так называемые виды-двойники (виды чёрных крыс), которые генетически изолированы и не скрещиваются. Следовательно, для определения видовой принадлежности одного морфологического критерия недостаточно.

Основным является генетический критерий, так как заключает в себе главное свойство вида – его генетическую изоляцию от других – невозможность скрещивания между особями разных видов из-за отличий хромосомного набора (число и строение хромосом). Даже если появляются межвидовые гибриды, они чаще всего бесплодны, нарушается процесс образования половых клеток. Но иногда и этот критерий подводит, так как плодовитое потомство может появляться при скрещивании особей, относящихся к разным видам.

В основе физиологического критерия лежит сходство всех физиологических процессов у особей одного вида — питание, дыхание, выделение, особенно важны отличия в физиологии размножения (строение полового аппарата, сроки размножения).

Биохимический критерий основан на молекулярном сравнении различных видов, в первую очередь сравнении ДНК и белков, где с большой вероятностью можно определить, насколько близкими родственниками являются те или иные виды (по составу аминокислот гемоглобин шимпанзе не отличается от гемоглобина человека).

Географический критерий определяет обитание каждого вида в пределах определенной территории (ареала). Существуют виды, распространенные повсеместно – космополиты, и виды – эндемики, у которых может быть небольшой ареал. Области распространения различных видов часто перекрываются, а значит, этот критерий не может быть решающим.

Экологический критерий предполагает, что каждый вид приспособлен к определенным условиям существования и характеризуется определенным типом питания, местом обитания, сроками размножения, т. е. занимает определенную экологическую нишу (например, белый медведь приспособлен к одним экологическим факторам, бурый – к другим).

Таким образом, по одному из критериев нельзя точно различать виды между собой. Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector