24gdo.ru

ЗОО Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Еж группа животных

Еж животное. Образ жизни и среда обитания ежа

Еж обыкновенный — знакомый образ

Образ колючего жителя лесов и степей всем хорошо известен. С детских книжек устойчиво живет представление о простодушном и безобидном зверьке, с которым часто случаются встречи у лесных границ и степных дорог. Происхождение названия обыкновенного ежа имеет латинские корни и переводится как «колючий барьер».

Особенности и среда обитания ежа

Различных видов ежей насчитывают более 20, но они во многом похожи и узнаваемы благодаря вытянутым мордочкам на довольно большой голове для среднего размера ежа до 20 см длиной. Глаза–бусинки очень живые и выразительные, но видят плохо. А вот обоняние и слух отменные, хотя усики на постоянно мокром и подвижном носу и ушки — небольшие.

Многие ошибочно полагают, что дикобраз и еж – группа животных с родственными связями. На самом деле сходство обманчиво, родня ежей живет среди кротов, землероек и менее известных тенреков и гимнуров. Животное, похожее на ежа колючей одежкой, – не всегда его родственник. Так, морской еж — животное, не имеющее сходства с лесным жителем, кроме названия.

Еж – насекомоядное животное, средний вес зверька почти 800 г, но перед спячкой он набирает вес примерно до 1200 г. Самцы немного больше размером, чем самочки. Передние лапки у ежа короче задних, пять пальчиков на каждой оснащены острыми коготками. Маленький хвост до 3 см почти не виден под игольчатой шубкой зверька.

Буровато-светлые иголки размером до 3 см, внутри полые. Под каждой иглой есть мышечное волоконце, способное ее поднимать и опускать. Растут и выпадают с периодичностью примерно 1-2 иголки из трех за год. Полного сбрасывания шубки не бывает, постепенно обновление покрова происходит за год-полтора. Сбрасывают иголки только заболевшие особи.

Количество игл у одного взрослого ежа достигает 5-6 тысяч, а у молодого зверька – до 3 тысяч колючек. Редкие светлые волосы между иглами тоже попадаются, а на брюшке и голове они густые и окрашены темнее. Серая однотонная шерстяная шубка встречается чаще, но среди ежей попадаются виды белобрюхих и пятнистых.

Известна особенность ежей сворачиваться колючим клубочком, если угрожает опасность. Такая возможность связана с работой кольцевых мышц, способностью растягивать верхние слои кожи.

В таком состоянии зверушки могут находиться продолжительное время, пока угроза не минует. Иглы растут под разными углами наклона и образуют прочное переплетение колючек. Такой вот неприступный шарик.

Животные ежи населяют только два континента: Евразию и северные районы Африки. Несмотря на сходство климата Европы и Северной Америки, ежей там уже нет, хотя ископаемые останки говорят о прежнем расселении.

Смешанные леса и перелески, травяные равнины, заросшие поймы рек, степи, иногда пустыни – места обитания колючих зверушек. Избегают только болотистых мест и хвойных массивов. Свою территорию ежи в мире животных не метят, живут поодиночке преимущественно на определенной территории, которую регулярно исследуют в поисках пропитания.

Часто встречают ежей вблизи человеческого жилья или объектов хозяйственной деятельности: в парковых зонах, заброшенных садах, на окраинах городов и на хлебных полях. Способствуют этому лесные пожары, ненастье или бескормица.

Характер и образ жизни ежа

Ежи – ночные животные, днем они прячутся среди листвы и в буреломах кустарников, между корнями растений. Не любят жару, скрываются в неглубоких прохладных норках или гнездах из сухой травы, мха, листьев. Габариты такого жилища немногим больше размеров хозяина, до 20-25 см. Здесь зверек ухаживает за шубкой на груди и брюшке, вылизывая ее языком.

Длинные средние пальцы помогают по возможности чистить колючки, которые защищают от хищников, но собирают клещей и других паразитов. Среди биологов существует понятие ежечас, обозначающее количество клещей, собранных в течение часа передвижения по лесу.

Избавиться от паразитов помогает кислотная ванна, поэтому ежи любят «купаться» в подгнивших яблоках или других фруктах. С таким поведением связано заблуждение представлять ежа как любителя питаться яблоками. Вкусовые предпочтения у зверька другие.

В темноте помогают тонкое обоняние, способствуют зрение и слух. Активность зверушек отражает маршрут, достигающий 3 км за ночь. Короткие лапки не позволяют быстро перемещаться, но быстрые шажки несут ежей стремительно для их размеров со скоростью до 3 м/сек. Кроме того, ежи – хорошие прыгуны и пловцы.

К каким животным относится еж по характеру, все знают. Он миролюбив, но врагов в природе у него много: волки, лисицы, хорьки, куницы, коршуны, филины, гадюки. При встрече с противником еж сначала прыгает на хищника с целью уколоть, а потом клубок иголок становится неприступной крепостью. Наколов лапы и морду, нападавший теряет интерес к добыче и уходит.

Но есть хитрые способы обмануть простодушного ежа. Те из животных, кто ест ежей, обладают интеллектом хищника. Коварный филин бесшумно нападает и стремится застать добычу врасплох.

Крепкая чешуя на лапах птицы защищает от колючих уколов. Лисица обманом загоняет ежа к воде или сбрасывает с возвышенности в водоем. Открывший брюшко и мордочку плывущий зверек становится уязвим для хищника.

В поединке ежа и змеи победителем станет бесстрашный колючий зверек. Схватив ее за хвост и свернувшись в клубок, он терпеливо втягивает ее под себя. Интересен факт нечувствительности ежей ко многим ядам.

Так, например, едкая кровь гусениц или божьих коровок, пчелиный яд, кантаридин шпанских мушек не причиняют вреда колючему обитателю, хотя другим животным такие яды несут гибель.

Читать еще:  Еж относится к отряду

Слабое влияние на ежей оказывают синильная кислота, опиум, мышьяк или сулема. К осени зверушки накапливают жирок для зимней спячки. Виды ежей, живущие в южных регионах, сохраняют активность весь год.

Период спячки проходит в норе. Температура тела понижается, и пульс сокращается до 20-60 ударов за минуту. Пробуждение наступает весной при прогревании воздуха к апрелю. Если подкожного жира окажется недостаточно, животное может погибнуть от голода.

Свои участки ежи знают и оберегают от посягательств сородичей. Самки занимают до 10 га площади, а самцы – в 2-3 раза больше. Свое пребывание обозначают шумным фырканьем, звуками, похожими на чиханье. Детеныши ежей присвистывают и крякают как птицы.

Питание ежа

В основе питания ежей лежит животная пища, состоящая из жуков, дождевых червей, лягушек, мышей, землероек, ящериц. Лакомится колючий житель различными насекомыми и их личинками, улитками, слизнями, может разорить гнездо птицы с яйцами или вылупившимися птенцами.

В целом, прожорливость и всеядность объясняется активностью и необходимостью запасать подкожный жир. Ежи зубастые зверьки: 20 верхних и 16 нижних зубов помогают справляться с самой разной пищей. Дополнением к животной пище могут быть ягоды, плоды растений.

Особенно нуждаются в кормах ежи после выхода из спячки. Для восстановления сил зверек может съесть за ночь до 1/3 своего веса. В неволе ежи охотно едят мясо, яйца, хлеб, мороженое и даже овсяную кашу. Заблуждением является представление о еже, как о любителе сметаны и молока. Такая еда ему противопоказана по причине непереносимости лактозы.

Размножение и продолжительность жизни ежа

Брачный период наступает весной, после спячки, или летом. Самцы ведут борьбу за самку через местные бои: кусаются, колются иглами и грозно сопят друг на друга. Особых ритуалов нет, самочку победитель находит по запаху.

После спаривания беременность протекает в среднем от 40 до 56 дней. Детеныши появляются только раз в году. Обычно в помете 4 ежонка. Рождаются малыши совсем беспомощными, слепыми и голенькими.

На фото новорожденный детеныш ежа

Но уже через несколько часов на розовой коже появляются защитные иглы. Сначала они мягкие, но в течение суток происходит затвердевание и рост колючего покрова. Развитие ежат таково, что сначала они покрываются защитной шубкой, затем учатся сворачиваться в клубок, а только потом открывают глаза.

До месяца детеныши кормятся молоком матери. Обитает самка с малышами в укромном логове из собранных листьев и хвороста. Если кто-то обнаружит гнездо, ежиха переносит потомство в другое безопасное место. Самостоятельную жизнь ежата начинают вести примерно к двум месяцам, но окончательно покидают родное логово поздней осенью. Половозрелость наступает к 12 месяцам.

Продолжительность жизни ежей в природе небольшая, 3-5 лет. Причина кроется в многочисленности хищников. В неволе они живут дольше, до 10-15 лет. Но животные не приспособлены к содержанию в домашних условиях.

Следует учесть, что они ведут ночной образ жизни, шумят и совершенно не поддаются дрессировке. Поэтому опыт диктует, что ежи – не рекомендуемые домашние животные. Многие считают ежей бесполезными для человека животными. Но какое животное еж, рассудила сама природа, щедро расселив их по миру.

Обыкновенный еж

Еж — хищное ночное животное небольших размеров (длина тела 20—30 см, масса — 700—800 г) с коротким хвостом (длина — 3 см). Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах, но проникает также в тайгу и степь. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках и даже в хлебных полях, граничащих с лесом. Днем он прячется под кучей хвороста и листвы среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3 км. В темноте он находит пищу при помощи тонкого обоняния, хотя, в известной мере, ему помогают зрение и слух. Пищей ежу служат жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши, полевки, землеройки, а также ягоды, желуди, опавшие спелые плоды яблонь, груш и других деревьев.

В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны иглами. Иглы ежа — это видоизмененные волосы, расположенные только на спине: мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. При встрече с лесными зверями (волком, куницей, лисой), еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага. Если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающий оставляет ежа в покое. Но так бывает не всегда. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так, во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Ему не страшны иглы зверька, потому что пальцы лап этой птицы покрыты прочной чешуей. Мягкое оперение филина делает его полет бесшумным и позволяет настигать свою добычу врасплох. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу. Тут его поджидает лисица, вонзается острыми зубами в незащищенную иглами голову и загрызает ежа.

А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при первой же попытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее. Возможно, яд гадюки на ежа не действует, так как еж не чувствителен ко многим ядовитым веществам. Он поедает, например, шпанских мушек, которые содержат кантаридин, смертельно действующий на других животных, ест дурно пахнущих клопов, не боится яда пчел, шмелей, едкой крови божьих коровок, волосатых гусениц.

Читать еще:  Как зимует еж в лесу

Весной (в апреле) у ежихи появляются 5—7 слепых с мягкими белесыми иголками ежат, которых она выкармливает молоком. До месячного возраста детеныши находятся в гнезде, устроенном самкой в виде шалаша из сухих листьев, хвороста, мха. Если гнездо обнаружит человек или животное, ежиха переносит в зубах своих малышей в другое логово. Через 1,5—2 месяца ежата покидают гнездо, но самостоятельную жизнь начинают лишь поздно осенью. К зиме (в октябре) ежи жиреют и впадают в. глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста. Просыпается еж только с прекращением заморозков.

Значение ежа нельзя оценить однозначно. Он может быть и полезным, и вредным. Он приносит вред, поедая полезных насекомых (шмелей, пчел, жуков-мертвоедов, жужелиц и т. п.), насекомоядных зверьков (землероек, кротов), птенцов и яйца птиц, гнездящихся на земле. В то же время еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусеницы и куколки пилильщиков, совки, долгоносики, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

Особо следует подчеркнуть, недопустимость содержания ежей в уголках живой природы там, где наблюдаются заболевания энцефалитом, туляремией и другими болезнями, которые разносятся клещами, так как ежи являются зверьками наиболее зараженными этими эктопаразитами — переносчиками инфекций.

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

Приглашаем к участию
учеников 1-11 классов

Идёт приём заявок

Конспект урока: Дикое животное: еж

Муниципальное образовательное учреждение

Конспект урока по развитию речи 1,3 класс-комплект в специальном коррекционном классе VIII вида

класса VIII вида

I квалификационной категории

Тема урока: «Дикие животные: еж»

Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже как представителе диких животных.

Формировать знания о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках.

Коррекция тактильных ощущений посредством проведения лабораторной работы; развитие словарного запаса через знакомство с многозначностью слова “иголка”.

Привитие любви к животным.

Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных. Предметная наглядность: швейная игла, шприц с иглой, иголочки сосны. Карточки для закрепления, карточки для оценивания, шаблон ежа, картинка с изображением ежа, планы рассказов.

I. Организационный момент.

Цель : создание положительного настроя на работу.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке – ручка, книжка и тетрадки.

(Дети проверяют готовность к уроку)

– Какой будет сейчас урок?

– Который урок по счету?

– Чему мы учимся на уроках развития речи?

Ответы детей (“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).

-Во время нашего урока вы будете выполнять различные задания. Некоторые задания мы будем выполнять вместе, не которые вы будите выполнять самостоятельно. За каждое выполненное задание вы будите получать фишки и прикреплять его к карточке со своей фотографией. Кто, верно, будет отвечать полным ответом на вопросы, правильно выполнять задание, будут получать красную фишку, если будет одна ошибка при ответе, то будите получать синюю фишку, а тот, кому понадобится моя помощь или товарища получит зеленую фишку. В конце урока мы посмотрим, какого цвета фишек больше. Сколько заданий из вас сделал сам, и сколько с моей помощью.

Я прошу вас быть внимательными, активными и стараться каждое задание выполнить как можно лучше. Я уверена, что у вас все получится и что все успешно справятся со всеми заданиями.

I I . актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.

– Кто изображен на картинках? (лось, заяц, медведь, волк, белка, ОВЦА)

– Как их можно назвать одним словом? (животные)

-Какое животное изучали на прошлом уроке? (ОВЦУ)

— Чем оно отличается от других? (ОВЦА – домашнее животное)

-Как выглядит овца?

-Кто ухаживает за овцой?

-Какую пользу приносит людям?

(Овца – это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. Живет в овчарне. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок – меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)

— Каких животных мы называем домашними? ( они живут рядом с человеком, человек заботиться о них, а они приносят человеку пользу)

Вывод: мы повторили сведения о домашнем животном – ОВЦА.

-А медведь, заяц, волк, белка и лось какие животные? (дикие животные)

— Каких животных называют дикими? (они живут в лесу, сами себе добывают пищу)

Какая картинка лишняя? Почему?

Ш. Изучение нового материала

– Сегодня мы познакомимся с лесным животным. Его название вы узнаете, отгадав загадку.

1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)

2.Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (Ёж)

3.Лежала между елками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж)

-Как вы догадались, что это ёж?
-Давайте правильно произнесём звук Ж.

Чистоговорка.
Жа- жа – жа — в лесу встрелили…
Жи- жи- жи- у нас в лесу живут…
Жу-жу-жу- молоко дадим…

-Поднимите руку кто из вас видел ёжа?
-Что вам хотелось сделать? Потрогать.( спрошу сама)
-Что сделал ёж? ( фырчал)

Читать еще:  Африканский еж отзывы

-Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики.

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
«ф – ф — ф».

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
«пых-пых-пых».

Когда ежик устанет.
«ха-а-а».

-Не пора ли нам заниматься дальше?

— Стас как ты думаешь, какая тема сегодняшнего урока?

-Давайте попробуем поставить цель урока.

Цель урока познакомится с диким животным еж.

— Ребята какие вопросы вы хотели бы задать ежу?

как выглядит еж?

чем питается еж?

Составление рассказа – описания с опорой на таблицу и слова для справок

Цель: открытие новых знаний

— Стас внимательно рассмотрите ежа. Попробуй составить рассказ – описание внешнего вида ежа с помощью карточки.

треугольная, вытянутая, заостренная

круглые, маленькие, черные

Серые или коричневые, длинные, острые, тонкие, колючие

3 кл. — составляет рассказ

1 кл. – показывает части тела

– Какой формы тело?

– Какой формы мордочка, ушки?

– Какого цвета глаза?

– Чем покрыто тело ежа?

– Для чего ему нужны иголки?

(Тело округлое, шея короткая, мордочка вытянутая, заостренная. Уши небольшие, стоячие, глаза маленькие, черные. Ноги короткие. Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.)

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком)

Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)

– Как вы думаете, чем питается еж?

(Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. К осени ежи отъедаются, жиреют)

-Алина и Егор возьмите и откройте конверт с красным кружочком. Выберите из предложенных картинок, то чем питается еж.

(На доске иллюстрация “Спячка ежа”)

– Осенью ёж устраивает зимнее гнездо. В лесу, под поваленным пнем, ёж устроился на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрыт опавшими листьями, ветками, мхом. Выпавший снег закрывает его до весны.

Вывод: Мы составили рассказ про ежа по плану.

Г) Упражнение на внимание.

– А сейчас у меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о еже.

Он живет в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Питается он медом, вареньем. Он любит молоко, грибы, желуди. У него есть два крыла. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. Зимой спит.

Итог: Молодцы! Вы очень внимательные!

Работа в тетрадях

Прежде чем писать, давайте подготовим наши руки к письму, сделаем пальчиковую гимнастику.

Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)

Открываем тетрадь, Стас отступаешь 4 клеточки вниз пишем по середине число, месяц. Отступаешь одну клеточку вниз и записываешь по середине тему урока.

Алина я записала тебе в тетради число и месяц. Отступи одну клеточку вниз и запиши тему урока.

Егор я записала число, месяц у тебя в тетради, но не дописала тему урока, запиши слово еж.

-Стас составь рассказ о еже, опираясь на предложенный текст, и запиши его в тетрадь.

Еж живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________.

-Алина и Егор обведите по контору ежа и раскрасьте его.

-Для чего нужны иголки ежу? (для защиты от врагов)

Если еж чувствует опасность, то сворачивается в клубок. Но не всегда иголки помогают ежу защититься от врагов. Ежи очень боятся воды, поэтому некоторые животные (например, лиса) зная это, лапкой подталкивает его в воду, где он разворачивается и становится беззащитным

-Какие иголки у ежа? (тонкие, серые, длинные, острые, колючие)

Послушайте внимательно еще одну загадку и подумайте, о чем в ней идет речь. Это сложная загадка – она совсем о другом предмете. Попробуйте отгадать.

Маленького роста я, тонкая и острая,

За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)

– Это швейная игла, стальная, острая, тонкая, блестящая

– Что можно делать этой иглой?

Ну и платье, сплошь иголки! Его вечно носят … ! (ЕЛКИ)

– Про какие иголки идет речь?

– Что вы видите? Какие иголочки по форме, по цвету? Чем они пахнут?

(Зеленые, маленькие, острые, колючие, ароматные)

– Возьмите конверты у вас на партах, достаньте содержимое. Чем делают уколы детям? (Шприцем)

– Из каких частей состоит шприц? (корпус и игла)

– Какая иголка у шприца? (Холодная, железная, острая).

Вывод: Вот видите, какое интересное слово “иголка”, как много предметов называют этим словом.

V . А) – С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?

– Домашнее или дикое животное еж?

– Ребята давайте вернемся к нашим вопросам?

(как выглядит, чем питается, где живет)

На все вопросы мы ответели?

Б) Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?

— Кому было трудно выполнять задания?

Сейчас вы должны оценить свою работу на уроке. Посмотрим у кого сколь фишек и кого цвета.

V I. Итог урока + оценивание Домашнее задание

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector