24gdo.ru

ЗОО Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как передвигается лягушка

О движении амфибий

Перейти в оглавление разделов : Строение и жизнедеятельность организма земноводных

Возможности конечностей

Удивительно эффективные и целесообразные устройства представляют собой конечности земноводных. Они созданы для активной жизнедеятельности, как в воде, так и на суше, поэтому позволяют амфибиям двигаться во всех стихиях: прекрасно плавать, ползать, ходить и прыгать по земле и даже совершать перелеты по воздуху подобно планеристам. Передние конечности бесхвостых земноводных совсем не похожи на лапы других четвероногих. Их ногами никак не назовешь – лапки больше напоминают детские ручонки.

Эти замечательные конечности земноводных помогают им не только плавать и передвигаться по земле, но и взбираться на деревья, рыть землю, строить гнезда и многое другое. Они обеспечены целым арсеналом вспомогательных средств, расширяющих возможности «системы рычагов». Это диски-присоски и железы, выделяющие липкую жидкость для прикрепления к различным поверхностям; мягкие подушечки, смягчающие удар при приземлении; жесткие «мозоли» для рытья; плавательные перепонки и многое другое.

Для передвижения амфибиям даны различные способы и устройства. Например, жабы в основном имеют короткие лапы и чаще передвигаются по земле очень небольшими прыжками или ходьбой. Характерной особенностью лягушек является обладание длинными задними лапами с перепонкой между пальцами. Эти лапы позволяют им прекрасно прыгать, плавать, лазит и даже скользить.

Благодаря сильно развитой мускулатуре задних лап лягушка, резко отталкиваясь ими от земли, выпрыгивает высоко в воздух. А чтобы смягчить приземление, автоматически «срабатывает» механизм подачи в точку касания с землей передних лап, специально обустроенных мягкими подушечками. Такие замечательные устройства выводят бесхвостых амфибий в ряд чемпионов по прыжкам среди позвоночных, если учесть соотношение размера прыгуна с преодоленным расстоянием. Например, чернопятнистая квакша при длине 30 мм может прыгнуть в длину на полтора метра, а европейская прыткая лягушка в случае опасности способна даже совершить трехметровый прыжок.

Оснащенность пловцов и землекопов

Большинство амфибий имеют прекрасную возможность быстро плыть к намеченной цели. Передвижение в воде лягушек осуществляется благодаря мощным толчкам задних лап с плавательными перепонками. Их конструкция настолько удобна, что она использована людьми при создании спортивных ласт. Да и способ плаванья лягушек весьма эффективен – ее передние лапки плотно прижаты к телу. Недаром этот способ лег в основу таких спортивных стилей, как брасс и баттерфляй.

Гребенчатый тритон также во время плаванья умело прикладывает лапки к бокам, хотя его этому никто не учил. Их он использует как рули глубины. А поступательное движение тритона обеспечивает его важный помощник во многих целесообразных действиях – хорошо управляемый хвост.

Многие виды амфибий обладают и спасительной способностью сравнительно быстро закапываться в землю. Так, чесночница ночью занимается охотой, а днем прячется в земле, закапываясь при помощи своих роговых мозолей на лапках. Делает это она достаточно ловко, т.к. менее чем за минуту, может полностью погрузиться в песок или рыхлую землю.

Где бы ни застало этих земноводных утреннее солнце, они тот час же зарываются, исчезая под землей почти в вертикальном положении. При этом чесночницы могут жалобно мяукать, как маленькие котята. Возможность закапываться позволяет представителям некоторых видов амфибий переживать длительные периоды засухи или похолодания. А некоторым амфибиям, жителям пустынь, дана чудесная способность оставаться живыми под толщей песка до 2-3 лет.

Лягушка, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема «Лягушка»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Словарь: земноводное, линять, линька. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки и фотографии лягушек, карточки с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, цветная бумага, оборудование к занятию конструированием из бумаги.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Крыма. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

Загадка про лягушку

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

По всему нашему полуострову расселились лягушки. В реках, озерах, прудах живут они.
Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.
Скажите, знаете ли вы, как мы дышим? (Ответы детей). Вдыхаем воздух носом, набираем его в легкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима в Крыму выдалась теплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей). «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей). Кваканье.
Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру». Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной. (Звукоподражание по образцу воспитателя).

К пению лягушек относятся люди по-разному. Одним оно нравится и доставляет удовольствие. В Японии, например, лягушек держат в доме и слушают их кваканье. А во Франции в старину богатые люди заставляли своих слуг всю ночь колотить по воде палками, чтобы прекратить кваканье лягушек. Но не долго лягушки дают концерты, как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!».
Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.
Про это даже загадка есть:

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (Ответы детей). Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка-головастик-малек-лягушонок»).

Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей). Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же ее и съедают.

Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки».

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Послушайте еще одну загадку о лягушке:

Загадка про лягушку

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.

Читать еще:  Как выглядит ящерица

А врагов у лягушек и кроме человека хватает: Хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Ответы детей). Журавли, цапли, аисты.

Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей). Послушайте поговорку про лягушку: «Может потому лягушка земноводная, что не поймет, где лучше?». Все верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде, и на земле. Может вы вспомните еще каких-нибудь земноводных? (Ответы детей). Черепахи, жабы.

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

«Жалейкин и лягушонок»

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
— Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин.

– Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

— Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природы к себе домой как будто из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от того, нравится нам это растение или животное, или не нравится. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

Сейчас мы сделаем с вами лягушку из цветной бумаги. А для того, чтобы все у нас получилось замечательно, немножко потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Вопросы:

1. Где живут лягушки?
2. Как зимуют лягушки?
3. Расскажите о лягушачьих свадьбах.
4. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают?
5. Как люди относятся к лягушачьему пению?
6. Как появляются на свет лягушачьи детки?
7. Линяют ли лягушки? Когда?
8. Чем питаются лягушки?
9. Почему лягушки – земноводные животные?
10. Назовите врагов лягушек.

Во второй половине дня:

Проводятся подвижная игра «Лягушки и цапля», музыкальная игра «Про лягушек и комара».

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(расскажи стихи руками)

Цели: Развить память, внимание, моторику, ритмичность движений.

Две лягушки-хохотушки
(Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают)

Прыгали, скакали.
(Изображают прыжки в воздухе пальцами)

Лапкой – хлоп,
Другой – хлоп,
(Ладонью ритмично хлопают по ноге)

Щеки раздували.
(Показывают округлость пальцами вокруг щек)

Увидали комара,
(Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами)

Закричали:«Ква-ква-ква!»
(Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта)

Улетел комар, как ветер.
(Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец)

Хорошо пожить на свете!
(Поглаживание ладонью по груди)

Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект открытого занятия «Лягушки — это удивительные создания»

Марина Батурина
Конспект открытого занятия «Лягушки — это удивительные создания»

Проект «Лягушки – это удивительные создания»

Ход занятия

Сегодня у нас необычное занятие: присутствуют гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и нашим гостям.

(дети садятся на стульчики)

Тему нашего занятия вы узнаете отгадав загадку.

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд

Поёт, но не птица —

Вот такая небылица. (лягушка)

(Ответы детей) 1 слайд «Лягушки – это удивительные создания»

— А кто из вас видел лягушек (ответы детей)

Воспитатель: Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? (ответы детей) Земля, вода. Как эти слова относятся к лягушке? (ответы детей) Живёт на суше и в воде. Всё верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде и на земле.

— Где можно встретить лягушек? (ответы детей)

Воспитатель: Сейчас нам расскажет Юля,

2 слайд «Разновидности лягушек»

Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в траве. От сюда и произошло их названия. В болоте живёт болотная лягушка, в озере — озёрная, в траве-травяная, в

реке — речная. От цвета окружающей среды зависит цвет лягушки. Если лягушка живёт в траве, на земле её окраска бурая — под цвет земли, а вот в воде лягушки — зелёного цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений.

Воспитатель: Спасибо Юля

-Как выглядит лягушка? (ответы детей)

3 слайд «Как выглядит лягушка» нам расскажет Саша

У лягушки нет чешуи, как у рыб, меха как у зверей, перьев как у птиц. У лягушки гладкая, ни чем не покрытая голая кожа. И когда она выходит из воды чтобы половить насекомых в жаркий солнечный день, её кожа очень быстро высыхает, что может привести к гибели лягушки. Поэтому она и любит сырость, влагу и купается часто в воде, чтобы смочить свою кожу. Форма тела лягушки — овальная, ноги передние короткие, а задние длинные, перепонки на пальцах. Выпуклые глаза, липкий длинный язык. А передвигается лягушка большими прыжками.

Воспитатель: Спасибо Саша

Воспитатель: — А вот в природе, как встречают лягушку, немногим хочется её погладить, как рассказал нам Саша, у лягушки голая, скользкая и холодная кожа, и нередко её считают противным, неприятным, безобразным существом. Но это мнение ошибочное. На самом деле — это самое безобидное, полезное и необходимое в природе существо.

— Какую пользу нам приносит лягушка? (ответы детей)

Лягушки помогают человеку справляться с вредителями огородов.

Защищают нас от комаров, мошек.

Чем же питается лягушка, нам расскажет Кирилл

4 слайд «Чем питается лягушка»

(Рассказ ребёнка) Лягушки — замечательные охотники. Они поедают целые тучи комаров и мошек. Любят полакомится червячками и улитками.

Воспитатель: Спасибо Кирилл

-Ребята, как вы думаете, у лягушек есть враги? Кто же это? (ответы детей)

-Аня нам расскажет про врагов лягушек

5слайд «Враги лягушек»

Многие животные питаются лягушками. Из рыб — это сомы, судаки, щуки.

6 слайд Едят лягушек пушные зверьки — норка, выдра, барсук.

7 слайд Любят их есть многие птицы — аисты, чайки, вороны, совы и особенно цапли. Таким образом, у лягушек много врагов в природе. Но животные уничтожают их только для того, чтобы прокормиться.

Воспитатель : Для человека лягушки — верные друзья, и человек должен быть для них другом.

Воспитатель: Ребята, скажите как в нарде ласково называют лягушку? (ответы детей) Лягушка — квакушка

Воспитатель: И нередко лягушку делали героиней сказок, где ей отводили добрую роль, как же назывались эти сказки? (ответы детей)

Читать еще:  Как называется ядовитая лягушка

«Царевна лягушка», «Теремок», «Лягушка путешественница»

8 слайд Много примет придумано про лягушку

Вместе с лягушкой в дом заходит удача.

*Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодов.

Если лягушки в болоте и речку сильно квакают — к дождю.

* Если в дом случайно запрыгнула лягушка — это значит в дом входит удача.

Стихотворение про лягушку нам расскажет (Олег)

Ветер северный принёс

Первый утренний мороз

И лягушки в пруд нырнули,

В ил забрались и уснули

И, когда холодным льдом Встанет крыша над прудом, Пусть лягушке там на дне

Сон приснится о весне.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как зимуют лягушки? (ответы детей)

Об этом нам расскажет Игорь

«Как зимую лягушки»

Рассказ ребёнка. Зимуют лягушки на дне водоёмов или где – нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лёд, а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми.

Воспитатель: спасибо Игорь.

Знаете ли вы, как мы дышим? Мы вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не лёгкими, а кожей. Именно это им помогает пережить трудное и холодное время.

Подвижная Игра «Кто быстрее»

Дети стоят на месте, лицом к середине круга, хлопают в ладоши. Ведущий держи игрушку в руке, скачет внутри круга поскоком, с окончанием музыки протягивает игрушку между двумя детьми, около которых остановится. Без музыки дети бегут за кругом в разных направлениях. Обежавший круг первым берёт игрушку и становится водящим.

10 слайд «Разноцветные сёстры»

Воспитатель: Кроме обычных лягушек на земле есть ещё много разноцветных.

Рассказ ребёнка Даша

Яркий цвет этих лягушек предупреждает других животных, чтобы они держались от этих лягушек в стороне, потому что они ядовиты. Тот, кто укусит её, может умереть. Эти ядовитые лягушки живут в джунглях, в Колумбии, на Мадагаскаре.

11 слайд «Самая маленькая лягушка»

Воспитатель: Самая маленькая лягушка была найдена, как ни странно высоко в горах. В южной части Перу, в горах Анды. Размеры очень миниатюрны, всего 10 — 13 миллиметров в длину.

12Слайд «Самая большая лягушка»

Воспитатель: Лягушка Голиаф — огромна, почти 6 килограмм. Это крупнейшая лягушка обитает только в Камеруне. Они могут жить только у водопадов и рек с кристально чистой водой.

13 слайд «Памятники лягушкам»

Во многих местах нашей земли, люди возводят памятники

лягушке.

Воспитатель: А сейчас ребята самое интересное, я вам предлагаю посмотреть фильм, как появляется лягушка. «От икринки до лягушки»

Воспитатель: Вот такая жизнь у лягушек.

Ребята, а мы можем сделать своих лягушек.

Для этого нам надо размяться.

(приглашаю детей на физкультминутку)

С оригами, с оригами

Мы волшебниками стали.

И листок бумаги тонкой (рисуем квадрат руками в воздухе) Можем превратить мы в волка (изобр. волка)

И в лисичку или в мишку (изобр. лису, медведя)

Даже в зайчика трусишку (изобр. зайца)

Мы руками поводили (делаем плавные движ. руками влево — вправо)

Получили крокодила (изобр. крокодила)

Смастерили не спеша мы щеночка малыша (изобр. щенка)

Кошечку усатую (изобр, кошечку)

Козочку рогатую (изобр. козочку)

Вот такими с оригами мы волшебниками стали.

1. У нас в руках квадрат.

2. Складываем бумаж. квадрат по одной диагонали, а потом по другой. Фиксируя всегда все линии сгиба пальчиком.

3. Берём два любым ближних друг другу угла и складываем их.

4. Так же и два противоположных угла бумаж. квадрата среднюю часть просто сдавливаем и сгибаем.

5. Вот такой бумаж. Треугольник у нас получился.

6. Один уголок загибаем.

7. Затем загнуть и второй угол.

8. В той части которую мы загибали, её углы так же загибаем (двойной загиб)

9. Переворачиваем поделку.

10. Ту часть которая осталась прямоугольной сгибаем во внешнюю сторону.

11. Теперь загибаем углы но немного отступаем от середины. Делаем так обе стороны и соответственно получается две ноги.

12. Сгибаем пополам лягушонка из бумаги.

13. А теперь делаем второй сгиб на туловище, но уже в другую сторону. Т. е получается так, сгиб в одну сторону ног (нижнюю часть, он ближе к голове, а сгиб в сторону верха лягушки, он ближе к ногам.

Вот такая прыгающая лягушка у нас получилась!

Воспитатель: — Ребята, лягушата почти готовы, как вы думаете, что не хватает для того чтоб наши лягушата ожили? (ответы детей) Нарисовать глазки.

Воспитатель: — Правильно, им не хватает глаз. Ведь как гласит народная мудрость, глаза — это зеркало души. И значит, что нарисовав глазки нашим лягушатам, мы тем самым вдохнём в них душу, жизнь, то есть оживим их!

(дети нарисовали глазки лягушатам)

Воспитатель: — Ребята, произошло чудо, наши лягушата ожили! А сейчас возьмите своих лягушат и подойдите ко мне.

Мы уже знаем где могут жить лягушки (ответы детей :в болоте, в речке, в пруду, в траве)

Посмотрите а у нас есть вот такое замечательное болото, давайте мы своих лягушат сюда и поселим, думаю им тут очень понравится (закрепляем поделки на картину).

Рассматриваем что получилось.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, я слышу к нам спешат гости!

Танец лягушат (в исполнении детей из средней группы № з)

Подведение итога всего занятия

-Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответы детей)

-Что нового вы узнали? (ответы детей)

-Что понравилось больше всего? (ответы детей)

Наше занятие подошло к концу, попрощаемся с гостями, пора нам возвращаться в группу.

Конспект занятия по экологии

Эмоциональные разминки на занятиях «Эмоциональные разминки на занятиях». Главная задача педагога на современном этапе становится психологическое здоровье каждого воспитанника.

«Чтобы его узнать — надо вслух назвать». Проект «Наши имена» Проект — познававтельно-творческий. Познавательный потому, что в ходе проектной деятельности у дошкольников расширился кругозор об окружающем.

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

Приглашаем к участию
учеников 1-11 классов

Идёт приём заявок

Урок по предмету «человек и мир» «Лягушки и жабы»

создать условия для формирования у учащихся представления о жабах и лягушках как особой группе животных – земноводных; осознанию второклассниками роли жабы и лягушки, которую они выполняют в природе;

способствовать развитию умений описывать животных, объяснять и устанавливать взаимосвязи в природе, объяснять особенности строения животных в связи с образом жизни, способом питания; продолжить развитие умения сравнивать;

воспитывать бережное отношение к природе, к земноводным.

— Я желаю вам успешного дня и хорошего настроения. Я надеюсь, что сегодня всем будет очень интересно, и уверена, что у вас всё получится.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

Учитель: Богата и разнообразна наша природа. Как много интересного и познавательного можно увидеть, отправляясь в лес.

— Ребята, а вы хотите отправиться в храм Природы и узнать много нового?

— Давайте прочитаем наш девиз
Наш девиз: «Любить и охранять родную природу!» (ученики садятся).

Повторение изученного материала

— Начнем урок с проверки домашнего задания. Вспомним, что мы узнали о животных на прошлом уроке.

Мотивация и целеполагание.

Игровая ситуация « Нам прислали телеграмму»

— Ребята, посмотрите к нам летит аист с письмом. Давайте его прочитаем.
Читает ученик:

«Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону. Считают, что от меня бородавки. А то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза же от меня большая! Помогите изменить отношение ко мне!»

— Ребята, а как вы думаете от кого это письмо?

— А почему это письмо принёс именно аист?

— Давайте определим тему нашего урока. Лягушки и жабы.

Учитель: На нас, на людях, лежит нелёгкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на земле.

— Мы должны сегодня на уроке выяснить, действительно ли заслуживают такого отношения к себе лягушки и жабы. Кроме того, мы узнаем, где они обитают, чем питаются, особенности строения лягушек и жаб.

— Ребята, представьте себе пищевую цепочку: комары – лягушки – аисты. Попробуйте мысленно её разорвать: вообразите, что исчезли лягушки.

— Какие животные начнут размножаться? (насекомые – вредители)

Читать еще:  Как называются домашние ящерицы

А каких животных станет меньше? (Аистов, цапель, журавлей, барсуков.)

Вывод: Жабы и лягушки — хранительницы равновесия в природе.

Пищевые цепи рвать нельзя!

IV . Знакомство с новым материалом

Работа с учебником (с. 82)

Чтение текста «Лягушка и жаба» (по цепочке)

А в воде и на суше могут жить другие животные? (Да)
— Где живут лягушки и жабы?

Почему утка и бобр не являются земноводными?

Значит, среда обитания животных — это не главный признак.

Чем покрыто тело лягушки?

Почему природа всем дала «одежду», а лягушке нет? (чтобы обеспечить организм воздухом, животные дышат и через кожу, а имея перья или меховой покров, это сделать было бы трудно).

— Значит, главный признак земноводных – это гладкая кожа. Она всегда влажная — покрыта слизью. Слизь защищает тело от микробов и от перегрева.

Физминутка
На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Чтение статей «Озёрная лягушка» и «Жаба» (читает учитель – ученик и т.д.)

— Как лягушки передвигаются на суше? А жабы?

— Чем питаются лягушки? Жабы?

— Чем полезны лягушки и жабы?

В наших краях можно встретить четыре вида лягушек:

* бурые лягушки — травяная и остромордая

* зелёные лягушки — озёрная и прудовая;

* два вида жаб — жаба серая и зелёная камышовая жаба.

Лягушка может дышать кожей (под водой), лёгкими и ртом. Её можно узнать по гладкой коже, косточке, углом выпирающей на спине под кожей, и высокому прыжку, на лапах имеются перепонки. У жаб почти округлое тело, кожа шершавая, покрытая бугорками разной величины – это ядовитые железы, которые служат защитой от врагов. Жабий яд используют в медицине. Узнать о присутствии жабы на огороде и в саду можно по её песне.

Камышовая жаба интересна своим способом передвижения: она не прыгает, а бегает с такой скоростью, что и угнаться за ней бывает трудновато. Место обитания этой жабы показано на карте. Камышовая жаба занесена в Красную книгу РБ. (Показать Красную книгу РБ)

Камышовая жаба даже была изображена на монетах стоимостью один рубль.

Потомство у лягушек и жаб появляется весной в воде из икринок, отложенных в водоёмы. Причем в течение многих лет они приходят именно к тому водоёму, где сами появились на свет.

V . Закрепление материала
— О лягушках существует много примет, послушайте:

Приметы о лягушках.

-Вместе с лягушкой в дом входит удача.

-Если убить лягушку, то дождь пойдет.

-Лягушки квакают к сильному ненастью.

-Если лягушки в болоте и речке сильно квакают — к дождю.

-Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу.

-Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.

Работа в группах (учащиеся получают задание)

VI . Подведение итогов урока

— Какого отношения заслуживают к себе лягушки и жабы?

— Какие добрые слова, на ваш взгляд, можно сказать о жабе и лягушке?

(Полезные, сохраняют урожай, ловят вредителей садов и огородов, верный и надёжный помощник человека…)

— Во Франции и Японии лягушкам поставлены памятники. В Париже даже существовал настоящий жабий рынок, откуда французские крестьяне привозили жаб на свои поля.

Всё для людей они сделать готовы!

Верой и правдою служат учёным

Ведь опыты с нею не ради игрушки

Памятник этот поставлен – лягушке!

— Это значит, что лягушки и жабы имеют большое значение для людей! Их надо беречь и охранять!

Весёлая подружка и рыбок и мышей.

Попрыгает по суше – поплавает в воде,

Весёлая лягушка не пропадёт нигде!

И тут и там она своя,

Она же земноводное,

Её люблю за это я,

Хотя она холодная.

VII . Рефлексия
Спасибо за работу на уроке!

Стадии развития лягушки, особенности каждого этапа

В данной статье мы рассмотрим стадии развития лягушки. Но для начала поговорим немного о том, что это за существа. Лягушка относится к классу земноводных, отряду бесхвостых.

Многие замечали, что шея у нее не выражена — она как бы срослась с туловищем. У большинства земноводных есть хвост, который у лягушки отсутствует, что, кстати, и отражено в названии отряда.

Развитие лягушки проходит в несколько стадий, мы к ним вернемся сразу после того, как разберем некоторые особенности этих существ.

Как выглядит лягушка

Для начала – голова. Всем известно, что лягушка имеет довольно большие и выразительные глаза, расположенные по обе стороны ее плоского черепа. У лягушек имеются и веки, эта особенность присуща всем наземным позвоночным существам. Рот у этого существа имеет небольшие зубки, а немного выше него находятся две ноздри, имеющие небольшие клапаны.

Передние конечности лягушек менее развиты по сравнению с задними. Первые имеют по четыре пальца, вторые — по пять. Пространство между пальцами соединено перепонкой, когти отсутствуют.

Развитие лягушки проходит в несколько стадий:

  1. Метание икры.
  2. Головастики ранней стадии.
  3. Головастики поздней стадии.
  4. Взрослые особи.

Оплодотворение у них внешнее — самцы оплодотворяют икру, уже отложенную самкой. Между прочим, существуют такие виды, которые за одно метание откладывают более 20 тысяч икринок. Если проходит все удачно, то через десять дней на свет появляются головастики. А еще через 4 месяца из них получаются полноценные лягушата. Три года спустя вырастает зрелая особь, которая полностью готова к размножению.

Теперь немного подробнее о каждом этапе.

Сейчас мы разберем все стадии развития лягушки отдельно. Начнем с самого первого – яйца. Хоть эти существа и обитают на суше, во время метания икры, они отправляются в воду. Обычно это происходит в весенний период. Кладка происходит в тихих местах, на небольшой глубине, чтобы солнце смогло прогреть ее. Все икринки соединены между собой, и эта масса напоминает желе. От одной особи его едва наберется одна чайная ложка. Вся эта желейная масса обязательно прикреплена к водорослям в пруду. Маленькие виды откладывают примерно 2-3 тысячи яиц, крупные особи – 6-8 тысяч.

Икринка выглядит как маленький шарик, диаметром примерно 1,5 миллиметра. Она очень легкая, имеет черную оболочку и со временем сильно увеличивается в размерах. Постепенно икра переходит к следующей стадии развития лягушки — появлению головастиков.

Головастики

После появления на свет головастики начинают питаться желтком, который еще остался в небольшом количестве в их кишечнике. Это очень хрупкое и беспомощное создание. Данная особь имеет:

Головастики, кроме этого, снабжены небольшими липучками, с помощью которых они крепятся к разным водным предметам. Эти липучки располагаются между ртом и брюшком. В прикрепленном состоянии малыши находятся примерно 10 дней, после чего они начинают плавать и питаться водорослями. Жабры у них постепенно зарастают после 30 дней жизни и, в итоге, полностью затягиваются кожей и исчезают.

Важно знать и то, что даже у головастиков уже есть небольшие зубки, необходимые, чтобы потреблять в пищу водоросли, а их кишечник, устроенный в виде спирали, позволяет максимально извлекать питательные вещества из съеденного. Кроме того, они обладают хордой, двухкамерным сердцем и кровообращением в виде одного круга.

Даже на этой стадии развития лягушки, головастики могут считаться вполне социальными существами. Многие из них взаимодействуют между собой, как рыбы.

Появление ножек

Так как мы рассматриваем развитие лягушки по стадиям, то следующим этапом выделим головастиков с ножками. Задние конечности у них появляются гораздо раньше передних, примерно через 8 недель развития — они еще очень крошечные. В этот же период можно заметить, что голова у малышей становится более отчетливой. Теперь они могут употреблять в пищу более крупную добычу, например, мертвых насекомых.

Передние конечности только начинают формироваться, и тут можно выделить такую особенность – первым появляется локоть. Только спустя 9-10 недель сформируется полноценная лягушка, правда, гораздо меньше своих зрелых сородичей, да еще и обладающая длинным хвостом. Через 12 недель он полностью исчезает. Теперь маленькие лягушки могут выходить на сушу. А через 3 года сформируется зрелая особь и сможет продолжить свой род. Об этом поговорим в следующем разделе.

Взрослая особь

После того как прошло три долгих года, лягушка может воспроизводить потомство на свет. Этот круговорот в природе бесконечен.

Для закрепления еще раз перечислим стадии развития лягушки, схема будет нам в этом помощником:

оплодотворенная яйцеклетка, представленная икринкой, – головастик с наружными жабрами – головастик с внутренними жабрами и кожным дыханием – сформированный головастик с легкими, конечностями и постепенно исчезающим хвостом – лягушонок – взрослая особь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector