24gdo.ru

ЗОО Журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Змея которая ест сама себя

Змей Уроборос — значение символа

Разнообразной информации о значении символа много, но понять ее суть не просто в силу разных трактовок. Уроборос – это знак или символ, характер его предупреждающий или запрещающий. Это сложное условное понятие, требующее осмысления. Начнем с истории происхождения.

История происхождения знака Уроборос

Примерное время происхождения Уробороса — XVI или XII век до н.э. Знак изображался на каменных сооружениях северных районов древней Индии, датированных 5-тысячелетием до н.э., некоторые историки утверждают, что и гораздо позже, во времена до потопа. Знак завезли в Индию древние арии, идущие с севера.

Арии распространялись по миру – сначала Месопотамия, затем Иран, Туран, восточное средиземноморье и древний Египет. Версия, что родина знака Уроборос – древний Египет, отпадает сама собой.

Распространение знака в другие страны света и континенты, было вопросом времени. Это объясняет его присутствие во всех культурах и религиях. На вопрос, когда создан знак Уроборос, точного ответа нет.

Точной привязки к местности, тоже нет. Есть только предположение, что древние арии, прапредки всех индоевропейских народов, несли в своих быстрых колесницах не ярмо завоевания диким племенам Евразии, а сакральные знания об устройстве мира.

Уроборос в их понимании не просто знак, это – символ. Символ – знак условный, а условность его не конкретное значение, а понятие, философская концепция цикличности движения времени. Это концептуальное понимание – отражение в древнеиндийском учении о колесе Сансары и древнекитайском в Книге перемен.

Змея, кусающая себя за хвост, в разных религиях

Концептуальное понимание цикличности времени (вечности) и пространства (бесконечности) в ведической традиции древних ариев, первыми трансформировали в религиозное учение Индуизм древние индийцы. Для них Уроборос отразился в богах-нагах, в первую очередь, в трех главных:

Ключевой бог Шеши, держащий во рту тысячи своих голов планеты вселенной. Индусы поместили дракона и на небе, где Северный лунный узел получил название Раху (голова дракона), Южный лунный узел – Кету (хвост дракона). С тех пор перемещается по небу Раху, стараясь схватить Кету, а заодно, Сурью (Солнце) и Чандру (Луну).

Древние китайцы трансформировали Уроборос для своего основного религиозного учения –Даосизма. Они воплотили свои представления о единой жизненной силе Ци, во взаимодействии мужской энергии Ян и женской – Инь. Без этих понятий нет жизни, процветания и долголетия. Китайцы убеждены, что воплощенный в Ци дракон, доставляет богатство и удачу.

Прямые потомки ариев, славяно-русы, восприняли веды в такой же форме, как и индусы. Пантеон славянских богов представлен похожими именами:

  • Вышень( слав.) — Вишну( инд.) ;
  • Крышень( слав.) — Кришна( инд.) ;
  • Сива( слав.) — Шива( инд.) .

Уроборос у славян трансформировался в мужское начало мужа змея хранителя чрева жены. О чем свидетельствует само слово «м-уж».

Религиозные основы всех авраамических религий иудаизма, христианства и ислама исходили из того, что условность знака Уроборос лишилась понятия цикличности, восприняв только линейное представление о времени. Хронос пришел на смену Циклусу. Змей стал причиной первородного греха, символом злых сил, толкнувших первочеловека к неповиновению Божьей воле. Соответственно, колдовство и магия – порождение этих сил, дело богопротивное.

Кольцо Уробороса в мифологии

Возможности трансформации понятий у мифотворчества шире, чем у строгих канонов религий. Слово Уроборос сложилось из двух греческих слов – «оуро» и «бо́ро», в русском переводе дословно звучит, как «поедающий хвост».

Многочисленные рисунки Уробороса, изображают символ то змеей, то змеем. Значение слова «змей» в русском языке легко соотносится со словом «дракон». Слово «дракон» от греческого «драко» – змея. Отсюда в рисунках змеиная тематика, но правильнее изображать Уроборос змеем. Змеиная традиция в мифотворчестве породила великое множество персонажей, произошедших из него. В мифологии разных народов змеи и драконы представлены следующим образом:

  • Мушруш – дракон бога Мардука в аккадско-вавилонской мифологии, гибрид змеи, льва, орла и скорпиона. Порождение богини тьмы Тиамат, побежденного силами света в лице Мардука.
  • Апоп – змей, символ Хаоса, противник бога Ра в египетской мифологии. Его цель проглотить землю и погрузить весь мир во тьму.
  • Тифон – порождение Тартара и богини Земли. Гибрид человека со змеями вместо ног и тысячами драконьих голов. Символ разрушительного действия вулканов в греческой мифологии.
  • Ермунганд – змей скандинавской мифологии, его другое имя Мидгардсор. Брошенный Одином в мировой океан, кольцом опоясывающий землю, разросся там до гигантских размеров, охватил всю землю, схватив свой хвост. Грозил уничтожить все живое и самих богов.
  • Васуки – царь змеиного народа нагов в мифах древней Индии. Этим змеем боги и демоны взбалтывали океан для получения напитка бессмертия – амрита.
  • Ящер – бог-змей славянской мифологии, прототип Змея Горыныча. Пытался бороться со Сварогом за первенство. Не сумев победить друг друга, боги решили разделить землю пополам, для чего Ящер впрягся в плуг, а Сварог стал на нем делать межу. Имеет общие черты с Васуки. Славяне поклонялись Ящеру наравне с другими богами.
  • Левиафан – морское чудище, многоголовый дракон Ветхозаветных книг, упоминается в книгах Иова, пророка Исаии, Псалмов.

Список можно продолжить, в него войдут и Мелюзина, женщина-змея из кельтских мифов, и Ларнейская гидра, и Химера греческих мифов.

Важно в мифах, что все сказочные персонажи сохранили символику испытания, пройдя которое герой, победивший в бою и умиравший от ран, воскресал для новых битв. Смысл цикличности пространства и времени сохранялся.

Важно, что змеи и драконы представлены то в мужской, то в женской ипостаси. Дракон Уроборос инициирует мужское начало, но часть женского естества в нем присутствует, из этого возникает предположение, что дракон несет в себе природу андрогина.

Уроборос в психологии

Символику змея Уроборос, с точки зрения господствующей в философии парадигмы дуализма, наука о душе (психология) нашла в мифологии отражением двойственности человеческой души. Опираясь на теорию об архетипах, известного ученого в этой области К.Юнга, психологи взяли на вооружение Уроборос для иллюстрации ежедневной борьбы в душе человека добра со злом. При этом Уроборос представлялся, как ранняя стадия развития человека.

Это прямая связь с двойственностью внутри самого себя, а значит и неизбежная борьба двух противоположностей. К ним неизменно относят добро и зло, созидание и разрушение.

Восточная мудрость, воспринятая еще древнегреческими философами, отрицает дуализм в оценке человеческой души. Дуальность исключает цикличность процесса, символизируемого Уроборосом, навязывая только линейное течение, в ходе которого единство и борьба – суть движения Хроноса. Выпадение цикличности, лишает процесс Циклуса важной составляющей 3-й силы – Кайроса. Его древние греки называли счастливым случаем, неизбежным в ходе циклов, это как взрыв урожайности у фруктовых деревьев с промежутками в несколько циклов.

Душе не нужно бороться самой с собой, гармонию внутри закладывает твердая уверенность в следовании космическим законам, один из которых символизирует Уроборос.

Значение Уробороса в алхимии

С началом Реформации в Западной Европе, были подвергнуты изменениям не только многие постулаты Римско-католической церкви, но и ее отношение к древним символам, включая и Уроборос. Творческая мысль позднего средневековья взяла на вооружение все, что было известно в древности до христианства, и с успехом использовала забытые знания.

Эзотерические науки начали активно использовать символ Уроборос, более всех преуспела Алхимия, но Астрология и Тарология не отставали. В Алхимии при описании процессов трансмутации, все названия веществ описывались с использованием древних символов, незнакомых непосвященному. Сам процесс изображали символом Уроборос, как цикличное видоизменение сути вещества при температурном воздействии и перехода его из одного состояния в другое с изменением качеств и самой сути.

Первостепенное значение отдавалось трансмутации металла, превращения его в золото. Другое важное «делание» заключалось в получении Философского камня, иногда называемого Ребис, он же Жизненный эликсир, Красная тинктура. Символ его – Уроборос. Использовался и другой символ – андрогин с двумя головами, мужской и женской, стоящий на змее, охватывающей собой земной шар, имя его Ребис.

Читать еще:  Змея королевский аспид

Частое использование Уробороса в написании алхимических трактатов, сделало его символом науки Алхимия.

Значение Уробороса в современном обществе

Эпоха Модерн родила новые смыслы и наделила Уроборос новыми значениями. Современные средства коммуникации позволили проникнуть восточной философии и эзотерических учений в жизнь западных людей.

Это привело к появлению религиозного синкретизма – синтезу разнородных вероучений. В последней четверти XIX века Е. Блаватская создает Теософическое общество, своеобразным гербом которого становится Уроборос.

За 10 лет до этого, немецкий химик Фридрих фон Штрадониц вносит предложение о новой структурной формуле бензола, изображенной в виде кольца, утверждая при этом, что на такую структуру его натолкнуло рассматривание Уробороса.

Популярными стали йога, ушу, учения о жизненной силе Ци, и Пране – жизненной энергии, учения об энергии Кундалини, сосредоточенной в основании позвоночника человека. Символически она изображается в образе змея с таким же именем, свернутого в кольцо Уробороса. Задача медитирующего разбудить его, обеспечив подъем к основным чакрам.

Эзотерики дают новую трактовку символа Уроборос, позиционируя его, как цикличность бытия, это близко к пониманию сути знака. Он приобретает широкую известность в обществе. Его начинают использовать в качестве талисмана, придавая ему функции оберега, охраняющего человека от злых чар и черного глаза. Зло, направленное на человека, будет нивелировано Уроборосом, согласно закону цикличности, и возвращено недоброжелателю. Обладая таким оберегом, человек получает способность самостоятельно выстроить свою карму.

Амулет Уроборос, концентрируя магическую энергию, обеспечивает ею обладателя амулета, контактируя с его телом. Расширяет возможности в поиске своего предназначения, поэтому амулеты носят на теле, используя его в качестве украшений – кулона, кольца-печатки или броши.

Значение татуировки Уроборос

Мода на тату в обществе потребления, где все на продажу, приобрело характер бума. Рисунок накалывают на заметных, а иногда интимных участках тела. В прошлом татуировка служила визитной карточкой, по которой можно было узнать о владельце кто он, чем занимается, к какому сообществу принадлежит и его статус.

В настоящем на коже присутствуют рисунки мифических животных, надписи на языках уже несуществующих и забытых алфавитов. Никто не задумывается, что иной знак или символ может принести обладателю столько бед и несчастий, о которых он и не предполагает.

Касается это, прежде всего сакральных символов, к каким относится Уроборос. Сознательное использование такого знака в виде тату, прежде всего, накладывает на обладателя обязательства особой ответственности за совершаемые деяния, стремление к саморазвитию, жизни в соответствии с законами Космоса. Приоритетами жизни становятся высоконравственные и духовные ценности, за отступление от которых неизбежно последует наказание. Взявший крест, обязан его нести. Принявший обет, обязан его соблюдать. Не следует впоследствии пенять, что крест тяжел, а обет строг.

Тому, кто соблюдает взятые обязательства, обеспечена защита от несправедливости, клеветы и злобных интриг, обеспечивается гармония в душе и устойчивость к стрессам, спокойствие в семейной жизни и ровные отношения с домашними, складывающиеся на основе взаимной любви и уважении. Так проявляется лучшая часть цикличности, символизируемая Уроборосом, выражающаяся в Кайрос – счастливый случай.

Единство и цикличность пространства и времени – основное значение символа змея Уроборос. Понимание этого фундаментального закона Космоса предостережет разумного от поступков, способных нанести вред окружающим. Возвратный эффект неизбежен и мощен.

значение символа «Змея кусающая себя за хвост»

Уробо́рос (др. -греч. οὐροβόρος, от οὐρά «хвост» и βορός «пожирающий» ; букв. «пожирающий свой хвост» ) — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого — исторический период и конкретную культуру — установить невозможно.

Гравюра Лукаса Дженниса, из алхимического тракта озаглавленного «Филосовский камень».

Несмотря на то, что символ имеет множество различных значений, наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и умирания. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Одним из его аналогов является свастика — оба этих древних символа означают движение космоса.

«Единое (Hen) есть все». Фрагмент Хризопеи Клеопатры, сложного символического изображения александийской женщины-алхимика 1-2 века. Некоторые по ошибке приписывают это изображение царице Клеопатре. На самом деле, предполагается, что эта женщина была ученицей Марии-еврейки, основательницы александрийской алхимической школы и изобретательницы ряда химических аппаратов и процессов, используемых по сей день.

Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э. ; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Ряд историков полагают, что именно из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции.

Рисунок Теодорос Пелеканоса, из алхимического тракта под названием «Путь» (1478).

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме в Месоамерике, в частности, у Ацтеков. При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии, вопрос прямой связи пантеона ацтекских богов с уроборосом среди историков остается открытым — так, без каких-либо развёрнутых комментариев Б. Розен называет Кетцалькоатля, а М. Лопес — Коатликуэ.

Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков — в частности, заметную роль он играет в учении гностиков, а также является важным элементом (в метафорическом смысле) ремесла средневековых алхимиков, символизируя преображение элементов в философский камень, требующийся для трансформации металлов в золото, а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина.

В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так, в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна, обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

Почему змеи едят сами себя?

Зафиксированы случаи, когда змея вдруг жалит саму себя или заглатывает хвост и начинает поглощать собственное тело. Результат такого самоедства – травмирование или смерть рептилии. Также известны случаи каннибализма или уничтожения собственного потомства. Итак, почему змеи могут поедать сами себя?

Список возможных причин

Официальное название для явления поедания собственной плоти – аутоканнибализм или аутофагия. Кроме змей такому явлению подвержены некоторые простейшие микроорганизмы (асцидии). У змей аутофагия чаще всего происходит неосознанно и ненамеренно.

Основное объяснение самоедства среди этих рептилий – полное доверие обонянию при выборе пищи. Особи полагаются на свой нюх, который может их подводить. А при ощущении аромата еды они теряют над собой контроль. Змея приходит в состояние сильного возбуждения и принимает саму себя за кормовой объект в 2 случаях:

  • если по хвостовой части пробежала мышь и ее запаховые частицы остались на чешуйках рептилии;
  • хвост оказался испачкан кровью или мочой потенциальной добычи.

В таких ситуациях собственный хвост для рептилии – это ее добыча. Из-за небольшого размера мозга особь не может предвидеть последствия такого события. Поэтому поедание собственного хвоста – ненамеренное действие. В результате особь может сдаться и отрыгнуть свой хвост либо продолжать поглощать свое тело до полного удушения.

СПРАВКА! Змеи имеют иммунитет к собственному яду: при укусе своего тела особь умрет не от яда, а от травмы или кровотечения. Такой самоиммунитет распространяется на всех представителей одного подвида (гадюка не умрет от яда другой гадюки, но если ее ужалит представитель другого подвида, наступит летальный исход).

Другая возможная причина – мозговые патологии, из-за которых рептилия становится дезадаптированной и дискоординированной в пространстве.

  1. Особь видит реальную добычу.
  2. Кидается на нее.
  3. Из-за мозговых нарушений попадает в сторону и жалит саму себя.
Читать еще:  Аквариум со змеями

Также среди рептилий возможен и каннибализм. Чаще всего это происходит, если 2 особи поедают одно животное. Рептилия ощущает на другой аромат пищи, может укусить или даже полностью съесть ее. Явление каннибализма особо распространенно среди молодых особей-самцов. При этом погибают 2 змеи: одна в желудке, другая от переедания.

Факты из древности

Поедание собственного тела было замечено еще в древние времена. Подтверждает это рисунок, обнаруженный археологами в Египте. На нем изображена рептилия, свернувшаяся в кольцо и держащая в пасти свой хвост. Древние люди прозвали существо Уроборосом. Это один из самых старых символов человечества, олицетворяющий бесконечность и цикличность всех процессов. Змея, поедающая собственный хвост – один из уникальных знаков, который можно встретить в истории всех народов мира.

Почему змея поедает свое потомство?

Детеныши для самки – источник энергии, которая была потеряна во время беременности и родов. Самка в этот период очень слаба, не может самостоятельно охотиться. Для восстановления жизненных сил мать поедает свой приплод. Рептилии обычно съедают мертвых детенышей или зародышей, которые погибли еще в яйце. Но иногда мать может съесть и живое потомство, которое не успело во время отползти от нее.

Итак, змеи поедают сами себя обычно по ошибке. Это происходит, если хвост рептилии издает запах ищи (по нему пробежала потенциальная добыча или на нем есть капли крови). Особь приходит в возбужденное состояние и жалит себя за хвост. Также самоедство объясняется и мозговыми нарушениями, при которых рептилия не может правильно ориентироваться в пространстве и при атаке на добычу ошибается, кусая свой хвост.

Уроборос — змея пожирающая свой хвост

Уроборос – это мифологическое существо, которое представляет собой змея, поедающего свой хвост. Наряду с этим уроборос, это еще и один из самых древних символов. Он обозначает цикличность событий. Все рано или поздно повторяется в том или ином виде.

Уроборос также является одним из первых символом бесконечности возрождения. Он говорит о том, что смерть – это всего лишь следующий этап жизни, переход в новую форму существованию, а не конец жизни. Змей обычно изображается в форме кольца, но встречается и форма восьмерки. Это все та же змея, кусающая себя за хвост, но ее тело свернуто в два кольца.

Это один из немногих символов, который в том или ином виде встречается абсолютно у всех народов мира.

Значение символа уроборос у разных народов

Значение слова «уроборос», согласно переводу с греческого языка, – это змей, пожирающий собственный хвост и лишь немногие источники свидетельствуют о том, что изначально это существо изображалось с небольшими лапами. Такие рисунки были популярны в Месопотамии.

Значение символа уроборос у разных народов трактовалось по-разному, но внешний вид у этого существа практически всегда одинаковый. Это огромный змей, который мог обернуться вокруг земли. При желании он мог изменить свои размеры.

Первое упоминание об этом символе найдено в древневавилонских источниках, но в них указано только описание змея и ни слова не говорится о его значении. Только лишь в летописях Древнего Египта был указан точный смысл этого змея.

Существовала версия, что он объединяет в себе все стихии и все миры. Уроборос считался центром мироздания. Этот змей, по мнению древних египтян, охранял вход в царство мертвых. Он контролирует жизнь и смерть. Он следит за появлением одного человека на свет и уход из жизни другого.

Далее информация о уроборосе встречается уже во времена Древней Греции. Это все та же змея, которая ест сама себя, но здесь у нее появился сопровождающий – это феникс, имеющий способность после сожжения восставать из пепла. Такое дополнение символа усиливало его значение бесконечности. В Древней Греции он ассоциировался с драконом. Собственно, само слово «дракон» появилось именно благодаря такому сравнению.

У скандинавов было особое отношение к уроборосу. У них змей имел имя Ёрмунганд. Он обвивал своим телом всю землю. Этот змей, согласно скандинавским представлениям, жил на дне моря. Он рос всю свою жизнь и переставал расти лишь в тот момент, когда мог своей пастью ухватиться за свой же хвост.

Ёрмунганд ассоциировался со злом. Когда должен был наступить конец света, его задача заключалась в уничтожении все богов, но даже после этого жизнь на земле должна была возродиться. На развалинах земли должно возникнуть новое поколение богов, людей и злых существ. Значит, уроборос и в этом понимании символизирует цикличность.

У славян змей, кусающий себя за хвост, являлся символом бесконечности. Согласно их представлениям, он также был богом подземных богатств и стражем царства мертвых. Его звали Ящером. Он контролировал появление на свет человека и его уход в мир иной. Символ змея у славян также являлся оберегом. Он защищал человека от нечистой силы.

Символ уроборос пользовался популярностью и у народов Америки, у германских и других народов.

Значение змеи, кусающей себя за хвост в разных религиях

В авраамических религиях (христианство, ислам и иудаизм) змей всегда ассоциируется со злом. Из-за его искушения Адам и Ева были изгнаны из рая. Значит, змея, которая поедает свой собственный хвост, не может ассоциироваться с добром. К тому же все эти религии отвергают цикличность жизни и поэтому данный символ всегда в христианстве, исламе и иудаизме имеет негативное значение.

В индуизме змеи, которые едят свой хвост, особо почитались. В этой религии змей имеет имя Шешу. Он символизирует цикличность жизненных процессов и бесконечный повтор событий.

В индуизме Шешу часто изображается с богом Вишну, который восседает на этом существе. Такой змей обвивает своим телом всю землю и обитает на дне океана. Символ уроборос с богом Вишну в этой религии считается самым действенным оберегом от нечистой силы. Его использовали и для медитации, чтобы перенестись в другие миры или познать смысл бытия.

В китайской религии этот символ также имеет глубинное значение. Из образа уробороса и возникли знаменитые китайские драконы, до сих пор почитаемые жителями этой страны. Ни один праздник или карнавал не обходится без дракона. Он приносит счастье и удачу. По одной из теорий, концепция инь и ян происходит от уробороса.

В дзен-буддизме уроборос является одним из главных символов построения всего этого религиозного течения. По этой теории круг сам по себе не должен быть образован четной точной линии. Только в нечеткости линии заложена вся суть мироздания. Круг чертиться одним движением руки, и он никогда не бывает ровным. В этой религии такой круг называется энсо. Он говорит о бесконечности жизни и повторе происходящих событий.

Уроборос в современном понимании

У современных эзотериков основное значение символа уроборос, фото которого можно найти в интернете, заключается в цикличности жизненных процессов и единстве противоположностей. Это доброе и злое начало одновременно, тьма и свет в одном образе змея. Такие противоположности существуют рядом друг с другом. Если не знать одного, то невозможно познать и другое.

Если бы люди всегда жили во тьме, то они не имели никакого представления о свете. В человеке всегда борются две противоположности, но предпочтение в итоге он отдает чему-то одному, но в любой момент он может поменять свое решение. Это значит, что если он когда-то перешел на сторону зла, то он в любой момент может изменить свое решение и встать на путь добра.

Змея, поглощающая свой хвост, имеет свое значение и в психологии. Разработано множество теорий относительного этого символа. Его огромную популярность у разных народов психологи объясняют двойственностью натуры каждого человека, которая проявляется уже в детском возрасте. Любой ребенок бывает то послушным, то неслухом и это является его нормальным состоянием.

Читать еще:  Змея из австралии 6 букв

В современном мире уроборос также используется как оберег. Он защищает человека от нечистой силы, порчи и сглаза. Амулет обратно возвращает все зло, которое обращено против человека. Оберег дает человеку возможность осознать, в чем заключается смысл его жизни. Его можно носить в виде украшения поверх одежды.

Можно сделать татуировку с изображением уробороса. Человек, выполняя ее, хочет заявить, что верит, что все, сделанное им, вернется обратно к нему. Значит, он осознает, что делает и полностью несет ответственность за свои поступки. Он также оставляет за собой право отомстить обидчикам за себя и за своих близких людей.

В современном обществе знаку уроборос уделяют большое внимание исследователи, эзотерики и психологи. Это объясняется тем, что люди до сих пор пытаются понять его значение и популярность в разных религиях и у разных народов мира.

Почему змея кусает сама себя?

Видел, как в террариуме змея кусала себя. Казалось, хочет себя съесть. Зачем? И не умрёт ли она от собственного яда?

— Если хвост змеи испачкали кормом или кровью во время кормёжки, она может принять саму себя за кормовой объект и укусить, — разъяснили нам в террариуме Московского зоопарка. — Иногда это бывает проявлением каких-то психических болезней. Змеи обладают иммунитетом к собственному яду, потому практически никогда не умирают от таких укусов. Такое же правило действует и внутри всего вида: то есть если гадюка укусит гадюку, то та умрёт скорее от травмы, чем от яда. А вот если её укусит чёрная мамба — летальный исход неминуем.

Кстати, эта особенность — кусание самой себя — была подмечена ещё нашими предками. Уроборос — свернувшаяся в кольцо змея, держащая в пасти хвост, — является одним из древнейших символов, известных человечеству.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

2020 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, регистрационный номер Эл № ФС77-31805 от 23 апреля 2008 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: karaul@aif.ru, тел. 8 495 783 83 57. 16+

Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Что будет с ядовитой змеей, если она укусит сама себя?

О том, что змеи бывают ядовиты, знают буквально все. Но вот с механизмом действия яда мало кто ознакомлен, обычная реакция человека на змею это омерзительная неприязнь. А еще в народе бытует мнение, что укусив сама себя за хвост, змея может погибнуть от собственного яда.

Механизм действия змеиного яда

Позади глаз у змей находятся специальные железы, которые вырабатывают смертельно опасное вещество, сам яд содержится в специальных мешочках. Когда змея кого-нибудь кусает, мышцы возле этих мешочков начинают сокращаться, они выталкивают их содержимое в ядопроводящие каналы, которые располагаются в зубах пресмыкающегося.

Из зубных каналов яд впрыскивается в тело жертвы. Смерть неприятеля не всегда является целью змеи, зачастую ей вполне достаточно обездвижить укушенного.

Правда яд различных змей действует неодинаково. Яд кобры воздействует на нервную систему, впрыснутые нейротоксины угнетают ее, парализуют дыхательный центр, так что жертва просто умирает от удушья. А вот яд гадюки действует на кровеносную систему, при этом начинаются кровоизлияния, формируются тромбы.

Возможность «самоубийства» змеи

Даже среднестатистическому школяру понятно, что поскольку змеиный яд является одним из самых токсичных веществ на планете, то и для самих пресмыкающихся он крайне опасен. Но вот вопрос, если змеи опасны для своего вида, то как они ухитрились сохраниться вообще? В драках люди часто стараются нанести противнику удар посильнее, змеи в этом плане мало отличаются от людей. Правда бить им нечем, вот они и кусают одна другую. Наиболее опасным для существа является другое существо его вида. Просто идет дележ экологической ниши.

Особенно жестокие драки разгораются между самцами в период спаривания. Но если бы змеи одного вида могли убивать своим укусом конкурента, то вскоре вид просто исчез бы. Следовательно, змеи обладают иммунитетом к яду сородичей одного с собой вида.

На самом деле, в теле жертвы нейротоксины впрыснутые в тело жертвы блокируют мышечные рецепторы и мешают последним подавать и выполнять те или иные команды. А вот в теле самой змеи ее токсины не могут прикрепиться к клеткам, поскольку будут блокированы молекулами сахара. Таким образом, сражения между особями одного вида змей практически полностью сводятся к череде укусов — применить эффективно яд невозможно.

Однако ученые фиксировали смерть змеи после ее укуса собственного хвоста.

Казалось бы, прямое доказательство смерти от ядовитого укуса. В реальности к гибели рептилии приводит некроз ткани, вызванный фактом укуса, а не впрыснутый яд. Так человек может умереть по различным причинам, если прокусить сильно себя зубами. А если вырвать из себя изрядный клок плоти, то смерть станет более вероятной. Но это же не значит, что человек убил себя собственным ядом. А ведь человеческая слюна ядовита для миллионов живых существ именуемых бактериями.

Итак, «самоубийство» своим ядом змеей после укуса невозможно.

Возможность случайной смерти от собственного яда

Нам удалось установить, что намеренно собственным ядом змея себя убить не может. Но возможна ли смерть случайная? Случайно змея может отравиться собственным ядом практически в единственном случае — поедая плоть умершего от ее яда существа.

Но здесь все довольно просто. В теле жертвы концентрация яда многократно меньше чистого продукта впрыснутого при укусе. Следовательно, и эффективность его гораздо ниже. Далее, при укусе яд попадает прямо в кровь и действует максимально эффективно. А при поедании плоти яд заведомо низкой концентрации попадает в желудок. Только через стенки желудка яд (и так уже сильно ослабленный) попадает в кровь. Такой способ сильно смягчает действие токсинов. Так что и здесь никакой смерти змеи от собственного яда быть не может.

Хотя собственный яд и яд змей своего вида безопасен, змеи могут убивать своим ядом других змей. Правда это касается змей разных видов, у которых нет одна от другой иммунитета.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×